Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Утром девятого дня путешествия — ранний подъём, часов в шесть. Сегодня, пожалуй, самое серьезное испытание за всё путешествие по Алтаю — поход на Чульчинский водопад.
Второе его название — Учар, что означает в переводе с алтайского — "Неприступный". Это самый большой в Горном Алтае каскадный водопад и добраться до него не так-то просто. В 2011 году ассоциация туроператоров России внесла Учар в список пяти самых труднодоступных достопримечательностей России. До него мне предстоит идти километров десять.
Чулышман на рассвете.
Чей ты, дружище!
К семи часам, позавтракав и собрав рюкзак, я был готов к походу. Ещё с вечера, посовещавшись с женой, Ириной, и взвесив реально её возможности, решили, что к водопаду я отправлюсь один.
С утра погода — благоприятная: тепло, градусов двадцать, правда, на небе — облачность. Чтобы добраться до водопада, мне нужно форсировать реку Чулышман. Сделать это без лодки проблематично.
Не заводится!
Подойдя к палатке лодочника, пришлось, извинившись, его побеспокоить (он почивал до этого спокойно). Александр (так звали лодочника), быстро собравшись, залез в лодку и начал заводить мотор. Тот нехотя, видимо, тоже ещё не проснувшись, завёлся, и через пять минут я оказался на другой стороне Чулышмана.
Плывём!
Кстати, цена за переправу универсальна – 500 рублей, независимо от количества людей. Платишь сразу. Когда возвращаешься, — кричишь лодочнику. Он переплывает за тобой.
На противоположном берегу реки — никого. Одиноко. Тишину нарушает лишь отчаянно стрекочущая саранча, шумно перелетающая на приличное расстояние. Хорошо. Направление движения мне было известно. Тропы поначалу, когда идёшь по долине к горному распадку, — нет.
На берегу.
На ум приходит строчка из "Иоанна Дамаскина" А.Толстого: "Иду в неведомый мне путь, иду без страха и надежды". Мурлычу мелодию кантаты на эти стихи.
Уже ближе к горам появляются многочисленные, но не натоптанные тропки, которые неизбежно сходятся на хорошо натоптанной тропе.
Здесь уже начинается заповедная территория. Говорят, что сотрудники Алтайского государственного заповедника взимают с туристов 100-рублёвый рекреационный сбор. Мне же никто не попадался и, соответственно, денег не требовал. Кстати, водопад Учар является одним из немногих объектов заповедника, открытых для посещения туристами.
У горного ущелья стрекотание саранчи перебивает шум речки Чульчи, которая неподалеку отсюда впадает в Чулышман.
Чульча.
Тропа становится все круче, а Чульча — всё шумнее.
Взгляд назад.
Через час с четвертью пути – первая переправа. Речка — бурная. Запросто не переправишься! Перейти помогают перекинутые через реку жерди.
Переправа — переправа.
Иду дальше. На тропе отдыхает небольшая, сантиметров пятьдесят, змея. Видимо, дремлет. Топнул ногой – змея неспешно ретировалась. Пока вытаскивал фотоаппарат, она исчезла в траве. Жалко, не заснял! Вдали впервые показался водопад! Но до него ещё идти и идти.
Впервые вдали показался Учар.
Виды на Чульчу, окружающие горы – засмотришься!
Пещерка. Можно укрыться при дожде.
Периодически тропу "перебивают" курумы. Приходится иногда, подобно витязю на распутье, размышлять, куда направить стопы свои.
Курум.
А вот и знаменитый прижим! Как оказалось, не так сложен проход по самому прижиму, как неудобно к нему спускаться и, соответственно, подниматься. Чтобы облегчить себе задачу, решил бросить увесистый рюкзак в кусты поблизости и спускаться налегке.
Прижим к скале.
Как спуститься-то?!
Водопадец у прижима.
Пройду — не пройду?!
Прошёл!
В речку,благо, не свалился!
А дальше...я допустил ошибку, выбрав нижнюю тропу для дальнейшего движения. Выбрал её сознательно, памятуя, что кто-то на одном из сайтов рассказывал, что, пройдя по верхней тропе, ушёл в сторону от водопада. Видимо, речь шла не об этом месте.
Тропа, у курума исчезла, но затем вроде снова появилась, но, в результате, привела к скале. Перемещение становилось всё более напряжённым, и вскоре я начал понимать, что прижим, по сравнению с этим местом, — семечки, и вряд ли здесь может пройти неподготовленный турист.
Вверх, по камушкам.
Что-то намечается...
Тупик, однако!
Дальше-больше, продвижение стало просто реально опасным: впереди — отвесная скала, внизу – пропасть, с ревущей там Чульчей.
Если кто-то здесь ходит, то это явно не люди!
На минуту мною овладел дикий страх: вперёд идти невозможно, а назад возвращаться – гораздо сложнее, чем идти сюда. Переведя дух, шаг за шагом вылез на тропу со скалы и стал спускаться по песчаной осыпи на пятой точке ниже, к Чульче, надеясь найти нормальную тропу.
В поисках тропы.
Её здесь не оказалось, поэтому, напившись воды в реке и отдышавшись, мало-помалу, цепляясь за корни кустарников, я стал взбираться наверх.
Чульча бушует.
Солнце уже взошло высоко, начинало жарить по-настоящему, поэтому передвижение было тяжеловатым. И вдруг, неожиданно, над головой раздались голоса идущей группы молодёжи, которую вёл инструктор. Наконец-то, нужная тропа!
Дальнейший путь показался уже относительно несложным.
Очередная полоса препятствий.
Минут за пятнадцать до того, как я подошёл к водопаду, стал явственно слышен его грохот.
Учар всё ближе!
Пройдя затяжную песчаную осыпь, я оказался у последнего препятствия в виде перекинутого бревна через речку, преодолев которое, я, наконец, увидел ЕГО.
В дождик идти по этой осыпи будет совсем уж будет небезопасно.
А теперь по брёвнышку!
Водопад Учар.
Уф! Стоит, пожалуй, передохнуть перед дальнейшим рассказом! До завтра!