Будучи сертифицированным экспертом уровня "черный пояс" в Lean 6 sigma, Проектным Менеджером (PMP) и Scrum мастером, я обратил внимание, что часто люди, не погруженные в алгоритмы решения проблем считают, что все эти "материи" суть одно и тоже.
В этой статье я постараюсь кратко разьяснить разницу между Lean и Agile. Обдумав аспекты двух подходов, я собрал из них вышеприведеную таблицу.
Имеет дело с...
Lean: С потерями. Что бы вы ни делали в рамках методологии Lean - все нацелено на минимизацию потерь (дада, тех самых 8 видов)
Agile: С потребителями (клиентами). Agile - это взаимодействие людей и для людей, так звучит слоган. Выполняя предписанные подходы Agile вы вовлекаете всю команду в поиск решения, но так же вовлекаете и конечного бенефициара - вашего клиента (потребителя). Если не смогли вовлечь потребителя, то все что вы делаете - НЕ Agile.
Управляет...
Lean: Процессами. Изначально был задуман создателями с целью минимизации потерь. И лучший путь для этого - прогуляться по всему процессу (gemba) и познать его...И тогда уж улучшать.
Agile: Неопределенностью. Изначально был создан людьми, которые предполагали его использование группой единомышленников одинаково понимающих, что конечный результат достижим, но непонятно как будет выглядеть. :-) В-основном применим к разработке софта. Основным принципом является вовлечение конечного пользователя, который и подскажет разработчикам как ему хочется, чтобы выглядел конечные продукт. Вместо уменьшения неопределенности путем долгого утрясания требований к дизайну и содержанию, проще и быстрее перестраиваться под желания клиента.
Результат в виде...
Lean: Идеального процесса, в котором каждый шаг добавляет некоторую ценность для клиента. Шаги, которые не добавляют ценности должны быть выкинуты или минимизированы, если необходимы.
Agile: Работающего продукта, удовлетворяющего клиента. Agile утверждает приоритет работающего продукта над документированием, при этом документирование работ вторично, но необходимо. Результатом работы в стиле Agile является продукт, полученный с помощью постоянной обратной связи с клиентом.
Подходы...
Lean: Эвристический. Никто из практикующих лин-мастеров не знает, как правильно решать проблему. Любой из процессов гарантированно имеет как минимум одну из 8 обозначенных потерь. Лин просто рекомендует, ищите потерю, ликвидируйте ее и обрящете результат. Т.е. результат будет в любом случае.
Определение из Википедии: Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.
Agile: Принципиальный. Команда Agile измеряет свой результат исключительно прогрессом в направлении пожеланий клиента. Экономия средств, времени, или иных ресурсов проектного менеджера волнует во вторую очередь. Главное, чтобы клиент был доволен, ибо он платит.то лучше: уметь мыслить или следовать инструкции?
Существуют лучшие практики...
Lean: Да. Есть набор шагов, есть DMAIC, есть истории успеха и рассказы о том, какими методами добились успеха те или иные команды. Более того, в практике Лин написание таких историй является лучшей практикой.
Agile: Нет. По сути каждый Agile проект - это совместное творчество. Каждый член команды умеет что-то делать и помнит какие-то моменты из прошлой жизни. Но они могут не иметь ничего общего с текущей задачей.
Негативные ассоциации...
Lean: Впечатление менеджеров, особенно среднего звена и линейного персонала про Lean - "ну сейчас опять начнут зажимать расходы и увольнять персонал". Слово "оптимизация" на российских предприятиях вообще произносить опасно. Могут и побить в раздевалке ;-)
Agile: Хаос, бессмысленные метания и выполнение работы "на коленке" - вот основное впечатление от Agile.
Кстати, обе ассоциации не имеют ничего общего с действительностью
Ахиллесова пята...
Lean: Ситуация "Лин ради Лина" возникает в тех случаях, когда эксперты Лин начинают применять принципы Лин вне зависимости от того, а нужны ли они в данном случае. И возникает пародоксальная ситуация, когда процесс оптимизирован дальше некуда, а конечная ценность для клиента значительно снизилась. Скажите, а вы тоже материтесь в трубку, выслушивая идиотские медленные сообщения IVR и нажимая на кнопочки в необходимой последовательности? В результате, там, где раньше клиент мог просто подождать ответа оператора несколько минут, теперь он дольше ждет, да еще и работает нажимателем клавиш.
Коллеги, Сотовые операторы, Банковские и прочие колл-центры. Этим постом я призываю вас отказаться от IVR в том виде как он у вас сейчас есть! Я тоже ваш клиент и я недоволен уровнем сервиса.
Agile: Ситуация "Agile как религия" возникает, когда SCRUM мастера и другие участники отказываются от использования Agile в "недостаточно дружелюбной" обстановке. Надо понимать, что переход любой организации на Agile приниципы, когда действия могут быть гибкими - главное результат, требует времени и перестройки мышления как лидеров, так и сотрудников. "Задирая нос" вы не получите результата. Действовать надо постепенно, проект за проектом, переводя на рельсы Agile, и, ни в коем случае, не проклиная тех, кто не верит в работоспособность этого подхода.
В конце статьи, я хотел бы отметить, что каждый из методов применяется там, где он приносит максимальный результат для бизнеса. Выбирайте с умом и осмотрительностью :-)
Примеры документов для Лин, лежат у нас в репозитории на lean6sigma.ru
Там же можно поучиться и получить сертификат желтого или зеленого пояса, в зависимости от ваших потребностей. И, да, промокоды есть. Обращайтесь в службу поддержки. Ищущий, да обрящет!