Первая часть моего рассказа, посвященного тому, какие сложности подстерегают музыкантов на пути к популярности и какой на самом деле это тяжелый труд без всяких гарантий, вышла еще до последних событий, связанных с пандемией.
Это уже потом ряд артистов во главе с Валерием Меладзе выступили с просьбой о поддержке, а Баста провел два концерта в Ледовом дворце и превратился в мальчика для битья, на которого наши власти решили свалить все свои косяки.
И естественным образом после таких событий среди широких народных масс ненависть к артистам и непонимание того, насколько сложна их работа только растут. И это лишний раз убеждает меня в том, что надо эту серию продолжать.
Итак, в первой части я говорил о том, как сложно молодым людям начинать заниматься творчеством. Понятно, что все сложности искупает их энтузиазм и вообще обманчивая внешняя привлекательность данной профессии. В той статье мы дошли до того момента, когда коллектив наконец с горем пополам придумал, отрепетировал свою первую программу и готов рваться в бой.
И здесь начинается очень сложный этап. Гормоны, энтузиазм, ощущение значимости своего творчества - все эти факторы постоянно подталкивают артистов как можно скорее и как можно чаще делиться своим творчеством с публикой. Находить и собирать вокруг себя новых фанатов, начать получать деньги, чтобы уже перестать наконец подрабатывать на стороне на временных работах и сконцентрироваться только на музыке.
Но, увы, реальность далека от ожиданий. Даже в самых больших городах России находится не так много концертных площадок. А так как каждая из них сконцентрирована на определенном формате, то получается, что именно для вашей музыке в мегаполисе может оказаться подходящими всего 2-3 локации. Еще хуже дела обстоят в маленьких городах.
Но допустим вы нашли тот клуб, в котором мечтаете сыграть. И тут вы сталкиваетесь с новым обстоятельством, почти все дни недели расписаны между теми командами, что уже состоялись и полюбились зрителю. Руководство клуба можно понять, ему важно держать лицо и марку, собирать интересную афишу, в конце концов все озабочены тем, чтобы в зале на выступлении было много народа, это приводит не только к росту выручки на входе, но и к увеличению барной прибыли. Вещи вроде очевидные, когда смотришь на них со стороны. Но как только оказываешься на месте начинающего коллектива, которому очень надо заявить о себе, это оказывается вдруг печальной новостью.
Данная ситуация очень похожа на ту, с которой многие из вас сталкивались при поиске работы сразу по окончании учебного заведения. Парадоксальным образом всем работодателям нужен человек с опытом работы на определенном посту. Но вам, чтобы набраться такого опыта, как раз и нужно попасть на такую работу. Но там ждут людей с опытом. Заколдованный круг, многих в итоге вообще отпугивающих от первоначального радужного плана.
Но хорошо, вы все же сообразили, что на желанной площадке время от времени, не в кассовые дни, а где-то в районе понедельника появляются свободное от звезд время. И в эти паузы клуб готов попробовать поставить концерт начинающей команды. И здесь вас ждет очередное открытие: таких команд, как ваша, претендует на свободный вечер еще полсотни. И это тоже очевидно. Не одни вы хотите стать любимцем миллионов, терзая гитару.
Но от этого знания вам не легче, ведь необходимость пробиться на сцену никуда не делась. Можно попробовать зайти каким-то правильным или наоборот обходным маневром напрямую к арт-директору. Но как правило арт-директор на деле оказывается редким говнюком, который никак не хочет идти вам навстречу. Много позже, когда вы с ним подружитесь, вы поймете, что он на самом деле отличный парень. Просто его в день достает около ста человек вашего примерно формата, и у него уже нет ни моральных ни физических сил реагировать на всех адекватно.
В общем, в битве за право выступить (а признайтесь, в ваших фантазиях все было ровно наоборот - и вас с вашей гениальной музыкой давно должны были рвать на части все площадки страны) вы начинаете крутиться как белка в колесе и идти накатанными способами, которые подглядели у старших товарищей - участие в сборных фестивалях, вписка на разогревы к чуть более успешным коллективам, поиск менее престижных площадок, где вам будут очень рады, иногда даже вписка на какие-то бесплатные уличные мероприятия, устраиваемые местными органами управления. В общем, все делаете для того, чтобы про вас узнали, чтобы ваше умение играть свои песни отточилось, чтобы в конце концов получать хоть немого денег, хотя бы на чай с булкой. Важна конечно не булка, а хоть какое-то подтверждение востребованности.
И здесь побеждают терпеливые и изобретательные. Либо ваш ансамбль выдержит этот марафон длиной в несколько лет и постепенно поднимется на следующую ступень эволюции, либо вы найдете какие-то неожиданные ходы и они выстрелят. Придумаете яркие видео-образы и разлетитесь клипами по интернету. А может, откроете собственную площадку. Или соберетесь в ассоциацию таких же как вы и вместе прозвучите гораздо громче. Или еще как-нибудь. И в том, и в другом случае будет очень хорошо, если вы найдете в себе силы постоянно сочинять что-то новое, удивлять, радовать, увлекать за собой. К сожалению, на этом этапе исчезает большая часть молодых коллективов. Наигравшись, во всех смыслах этого слова, молодые люди как правило возвращаются к более прозаическим занятиям, зато хоть с какой-то определенностью насчет собственного будущего.
Продолжим позже...