Найти в Дзене
Альберт

Дети Сапфо. Остров Лесбос.

Сапфо. Греческая фреска.
Древнеримский поэт Гай Валерий Катулл (50-е годы до н.э.) называет в стихах свою возлюбленную по имени - Лесбия. О девушке нет никакой достоверной информации, кроме той, которую можно обнаружить в стихотворениях Катулла. Полагают, что ей посвящено 25 из 116 сохранившихся его стихотворений, в том числе самое знаменитое — «Odi et amo» (Ненавижу и люблю).Стихи демонстрируют
Сапфо. Греческая фреска.
Сапфо. Греческая фреска.

Древнеримский поэт Гай Валерий Катулл (50-е годы до н.э.) называет в стихах свою возлюбленную по имени - Лесбия. О девушке нет никакой достоверной информации, кроме той, которую можно обнаружить в стихотворениях Катулла. Полагают, что ей посвящено 25 из 116 сохранившихся его стихотворений, в том числе самое знаменитое — «Odi et amo» (Ненавижу и люблю).Стихи демонстрируют самый широкий диапазон чувств, которые испытывал поэт к своей возлюбленной: от нежной любви через грусть и разочарование к горькому сарказму:

«И ненавижу её, и люблю. Это чувство двойное.
Боги, зачем я люблю? И ненавижу зачем?».

Сапфо — древнегреческая поэтесса, основной темой творчества которой были отношения между женщинами. До середины XX столетия для определения однополых отношений между женщинами применялся другой термин — «сапфическая любовь».

Слова «sapphic» и «lesbian», как ни странно, получили свое современное значение совсем недавно. Впервые слово «лесбиянка» было использовано как обозначение сексуальной ориентации в 1970-х годах в Оксфордском словаре. До этого никакого сексуального подтекста оно не имело и применялось лишь для указания того, что что-то имеет отношение к острову Лесбос.

Сапфо родилась на острове Лесбос около 615 года до н. э., умерла, в 572 или 570 году до н. э. Поэт, музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). «Сапфо фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая…», — писал о ней её друг поэт Алкей.

Чувство слова и ритма обнаружилось у Сапфо в раннем возрасте, с ранних лет она писала гимны для хора, выступавшего на Термийских панегиреях — главном религиозном празднестве Митилены, которое было посвящено Артемиде Термии, древней богине, хозяйке водных источников на о. Лесбос. Помимо гимнов для хора Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни

Социальный статус женщины на о. Лесбос в те годы, отличался большей свободой, чем в прочих областях греческого мира. Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений; часть семейного имущества передавалась по женской линии; вместе с мужскими на острове сохранялись женские фиасы (thiasos — «собрание, процессия»). Сапфо возглавляла такой фиас — культовое объединение, посвящённое Артемиде и Артемиде. Одной из задач этого фиаса было приготовление к замужеству знатных девушек, предсвадебное служение Артемиде, которое должно было обеспечить девушке впоследствии успешные роды. В рамках программы фиаса Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению.

Это второй факт, благодаря которому поэтессе приписали нетрадиционную ориентацию. Первым был факт рождения и проживания на острове Лесбосе, острове женской свободы.

Философ третьего века Максим Тирский писал, что Сапфо была «смуглой и невысокой» и что в отношениях с подругами она была похожа на Сократа: «Как иначе можно назвать любовь этой лесбийской женщины, если не искусством любви Сократа? Ведь они, кажется мне, понимали любовь по-своему: она любила женщин, он — мужчин. Ведь они, как говорят, любили многих, и были увлечены всем прекрасным».

Подруги и ученицы Сапфо обменивались стихотворениями, которые в первую очередь были связаны с древними культами женственности и т. п.; на почве лесбосской свободы чувства и действия эта «женская» поэзия (предназначенная, тем более, для определённого круга близких) естественным образом приобретала откровенное содержание.

Это третий факт лесбийской сущности Сапфо… Впрочем, история зафиксировала и имя мужа и детей поэтессы, любовников и легенду её гибели из-за неразделенных чувств к молодому рыбаку. Лидер будущего движения «розовых» бросилась со скалы в море от любви к мужчине.

Русские почему-то связывают расцвет свободных отношений в Европе с серединой 19 века и обязательно с Парижем. Вероятно, потому что впервые узнали об этом от писателей-классиков, получивших наконец визу и разрешение на выезд за границу и принесших в отечество сладкие воспоминания. Тем не менее, в архивах можно прочесть о куртизанке, Лиане де Пужи, отличавшейся тем, что она увлекалась не только мужчинами, но и женщинами. Среди ее романов известны близость с художницей Матильдой де Морни, маркизой де Бельбеф и недолгая связь с писательницей Натали Барни, описанная Лианой де Пужи в романе «Сапфическая идиллия». Отмечен случай, когда от готовящейся физической расправы Лиану де Пужи защитили ее поклонники.

О Барни рассказывали, что та устраивала настоящие однополые оргии в своем «ночном салоне по пятницам». Благочестивые горожанки много раз пытались пресечь происходившее в «гнезде разврата». Сделали даже попытку поджечь здание, но каменный дом не загорелся и после того, как его облили керосином.

Представительница demi-monde, дама полусвета Джулия Де Клери, создала ассоциацию Les Rieuses («Веселые женщины»). Парижские актрисы, веселые девчата, неразлучные подруги, решили устроить в арендованных апартаментах клуб по интересам. Зеваки отмечали, что многие участники собраний, приезжали, исключительно, в мужских костюмах. Но на дверях сияла табличка – «Мужчинам вход воспрещен».

-2

Гедонистическое, нацеленное на развлечения и острые ощущения общество Belle Époque (бель эпок) вело к тому, что любовные похождения куртизанок и представительниц богемы тесно переплетались с провокацией, разнузданностью и безграничной свободой нравов. Эмильена д’Алансон, куртизанка, обладательница легендарного корсета работы Картье, полностью отделанного бриллиантами, была а любовных отношениях с поэтессой Рене Вивьен. Одиозная писательница Сидони-Габриэль Колетт встречалась одновременно с художницей Матильдой де Морни и певицей Эмили-Мари Бушо. В 1906 году поцелуй Колетт и де Морни на сцене кабаре Мулен-Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство полиции.

Ныне парижский бар «Монокль» - ничем не примечательное заведение. Но в 1930-х годах здесь кипели нешуточные любовные страсти, правда, исключительно девичьи. Монмартр снискал славу «тусовки» поэтов, художников, танцоров, неверных мужей, женщин с низкой социальной ответственностью и любителей сексуальных чудачеств.
Среди огромного количества заведений, в которых их можно было встретить, особое занимал клуб «Монокль» ("Le Monocle") - один из самых старых и самых известных в Париже ночных клубов лесбиянок. Владелицей клуба была некая Лулу.

Название «Монокль» произошло от тенденции, которая была принята в те времена в лесбийском сообществе — женщины носили монокль, смокинг и короткую прическу. Клуб процветал и был популярным ночным клубом вплоть до Второй мировой войны, когда во время оккупации Парижа фашистами заведение закрылось. Нацисты очень жестоко боролись с любыми проявлениями гомосексуальности.

Виолетт Моррис
Виолетт Моррис

Однако, для Виолетт Моррис, гестапо сделало исключение и не пожалело об этом. Спортсменка и лезбиянка, завсегдатай клуба «Монокль», Виолетт Моррис родилась 18 апреля 1893 в Париже. В 1920-е гг. работала в магазине автомобильных запчастей, рядом с Порт де Шамперре в Париже. Вела себя дерзко и провокационно: носила мужские костюмы, ежедневно выкуривала по две-три пачки американских сигарет, не стеснялась употреблять крепкие выражения.

По настоянию родителей 22 августа 1914 вышла замуж, однако с самого начала брак носил формальный характер и супруги не поддерживали интимных отношений. Официальный развод оформлен в мае 1923. В годы Первой мировой войны В. Моррис служила медсестрой, участвовала в битвах при Сомме и Вердене.

Начиная с 1916 г. Моррис совершила уникальную спортивную карьеру. При росте 166 см и весе 68 кг добилась выдающихся достижений в разных видах спорта. Она была первой женщиной-француженкой, выступавшей в соревнованиях по метанию ядра, диска и стрельбе из лука. С 1917 по 1919 играла в футбольной команде «Fémina Sports», а с 1920 по 1926 – в команде «Olympique de Paris». Участвовала в играх женской национальной сборной по футболу. Играла за женскую сборную Франции по водному поло. Неоднократно побеждала мужчин на боксерском ринге. В 1923 стала чемпионкой Италии по боксу. Виолетт Моррис занималась теннисом, верховой ездой, подводным плаванием, тяжелой атлетикой, греко-римской борьбой, вело-, авиа- и автоспортом. В 1925 В.Моррис частично удалила груди, которые затрудняли управление спортивным автомобилем.

В 1927 г. она совершила настоящую сенсацию, выиграв 24-часовую кольцевую автомобильную гонку "Bol d'Or". Однако, Французская федерация женского спорта

отказалась признать ее достижение. Поводом послужило заявление Пьера Паоли, близкого друга В.Моррис о ее гомосексуальных похождениях. В результате, Виолетт не допустили на летние Олимпийские игры 1928, в которых впервые участвовали женщины. В 1930-е г.г. В.Моррис уже открыто позиционировала себя как лесбиянка и даже пыталась отстоять свои права в суде. В.Моррис как-то заявила журналистам: «Это страна мелких людишек, недостойных, чтобы выжить. Однажды, они превратятся в рабов. Но пока я жива, я не буду среди рабов».

В конце декабря 1935 В.Моррис была завербована нацистской службой безопасности СД. Она передала немцам подробные карты «Линии Мажино», основного рубежа обороны Франции, а также чертежи французского среднего танка «Somua S35». Шпионская деятельность В.Моррис получила высокую оценку в Германии. По личному приказу А.Гитлера она была приглашена в Берлин в качестве почетного гостя летних Олимпийских игр 1936.

В годы оккупации В. Моррис сотрудничала с шефом службы информации С С Гельмутом Кнохеном. Ее основной задачей являлась вербовка агентуры и срыв операций британской контрразведки. Совместно с главой французского отделения гестапо Генри Лафонтом лесбиянка-активистка участвовала в допросах и пытках арестованных участниц Сопротивления. Одновременно поддерживала тесные контакты с криминальной средой. Крупно наживалась благодаря валютным спекуляциям на черном рынке. Устраивала оргии на собственной барже, пришвартованной у одного из причалов Сены.

Среди подпольщиков В.Моррис получила прозвище «гиена гестапо». За свои злодеяния и предательство была заочно приговорена к смерти. Приговор приведен в исполнение 26 апреля 1944. Автомобиль «Citroen 15 CV», за рулем которого сидела Виолетт, был остановлен на проселочной дороге боевой группой маки. В. Моррис и пятеро ее спутников были буквально изрешечены пулями. Никто из родственников Моррис не затребовал ее тело и оно было похоронено в общей могиле.

З. Фрейд в «Лекциях по введению в психоанализ» писал, что часто люди, придерживающиеся гомосексуальной ориентации, могут выдавать себя за особую разновидность человеческого типа и причислять себя к «элите» человечества. В действительности же они отягощены лишь одним отклонением – отказом от участия в продолжении рода. Они не являются «элитой» человечества, среди них, по З. Фрейду, столько же «неполноценных и никчемных индивидов», сколько и у людей гетеросексуальной ориентации.

-4

Много интересных фактов на канале Альберта