Найти тему

Книги, которые нужно убрать из школьной программы

Некоторые книги, проблемы поднятые в них дети могут не понять. Данные произведения слишком "тяжелые" и могут существенно повлиять на детскую психику, поэтому я решила написать о тех книгах, которые рекомендуют убрать из школьной программы психологи и преподаватели.

Первенство вполне предсказуемо было отдано «Войне и миру» Льва Толстого. 25% школьников считают, что без этого произведения школьная программа вполне может обойтись. И вовсе не потому, что там слишком много букв. 16-летним роман-эпопея кажется не слишком длинным, но слишком сложным.

«Из-за того, что его проходят в десятом классе, ученики не способны понять всё то, о чем повествует автор. В столь юном возрасте прочтение „тяжелых“ книг неэффективно, так как смысл, скорее всего, не будет осознан до конца».

«Многие старшеклассники не могут осмыслить и понять это произведение. И я думаю, что не каждый захочет его прочесть».

«Это очень сложное произведение».

Как ни странно, школьникам не пришлась по вкусу короткая и, казалось бы, очень простая  сентиментальная  повесть  Николая Карамзина «Бедная Лиза». Современному человеку, воспитанному на примерах сильных  и успешных людей, характер  чувствительной карамзинской героини оказался неблизок и непонятен. А её поступок вызывает в лучшем случае недоумение.

-2

А вот следующая книга попала в школьный антирейтинг по совершенно противоположным причинам. "Преступление и наказание" Федора Достоевского часть  учеников тоже убрала бы из школьной программы, потому что школьный возраст и соответствующий жизненный опыт позволяют видеть пока не душевные терзания героев, а их жестокие поступки.

«Там много жестокости, мне, например, тяжело читать такие книги».«Сцена убийства  порождает жестокость в душах читателей».
-3

Похожим образом выглядит, с точки зрения школьников, и повесть Николая  Гоголя «Тарас Бульба». Надо сказать, что вопрос о необходимости изучения этого произведения в школе возникал и у профессиональных литературоведов, которые  отмечали не только драматизм гоголевской повести, но и «насилие, разжигание войн, непомерную жестокость». На эти же особенности обращают внимание и наши десятиклассники.

«Это произведение отражает фанатичную преданность государству. Я была глубоко возмущена тем фактом, что человек может пожертвовать родной невинной кровью ради самоутверждения и победы. В произведении, несомненно, есть патриотический посыл, но я вижу ужасное предательство и несправедливость в поступках героев».«Произведение надо убрать из-за сцены сыноубийства».
-4

Ну и четверка произведений, набравшая наименьшее количество противников. «Очарованный странник» Николая Лескова  показался слишком сложным . Причины были названы одинаковые:

«Это произведение не для школьного возраста».

Примерно столько же отрицательных голосов набрал Михаил  Салтыков-Щедрин  и  его «История одного города».

«Автор многим непонятен».
-5

Чуть-чуть отстает  повесть Ивана Тургенева  "Муму". Многие уже, наверное, забыли, какие эмоции она вызывала в детстве.

«Люди показывают безразличие, бестактность, эгоизм, потакают более сильным личностям. В 5-м классе это травмирует детскую психику».
-6

Завершает список повесть Александра Грина «Алые паруса». Как и «Бедная Лиза», она попала в немилость из-за избыточной, с точки зрения современных школьников, романтичности.

« Рассчитано на мечтательных маленьких девочек, а литература должна воспитывать личность».
-7

Возможно, кто-то уже готов назвать старшеклассников недорослями и упрекнуть их в лени, ограниченности и приземленности. Но  это будут упреки, сделанные скорее по привычке. Да, наши дети не страдают излишней мечтательностью и романтизмом. Зато они прекрасно понимают, что такое жестокость и несправедливость, и не хотят видеть их даже на книжных страницах.  А тому, кто в 16 лет смог понять все нюансы и оценить все достоинства «Войны и мира»,  мы просто  молча позавидуем. И напоследок ещё одна цифра: 40% старшеклассников не хотели бы  ничего убирать  из школьной программы и даже предложили найти побольше  времени для  изучения современной литературы.