Найти тему
Устройство мира

Тайна серого цвета. Как мы видим?

Оглавление

Ранее я уже публиковал статью, которая называется "Вы уверены, что видите все цвета этого мира?" - в которой поднимал вопрос о несовершенстве нашего зрения. Особняком стоит серый цвет, который в радуге отсутствует и хранит на мой взгляд не мало тайн. Кстати, говоря, чёрный и белый - это по-сути лишь самые крайние точки серого цвета. Но так ли всё просто? Следуйте за мной, и я расскажу вам нечто интересное.

Ещё со школьных лет я, как наверняка и многие, всегда считал что серый цвет в природе появляется в результате смешения чёрного или белого цветов, или во всяком случае смешения нескольких различных с добавлением в последствие более светлого (жёлтого, белого и т.п.) об этом же говорят и многочисленные палитры, если мы хоть немного поищем в сети:

Очевидная (верхняя) и довольно сомнительная или неочевидная (ниже) схема получения серого цвета.
Очевидная (верхняя) и довольно сомнительная или неочевидная (ниже) схема получения серого цвета.

Однако благодаря собственным наблюдениям и недавно найденной информации, я узнал что всё далеко не так очевидно, а серый цвет возможно один из самых странных и таинственных цветов из тех, что может видеть наше сознание. Речь об этом и пойдёт ниже.

Серый цвет как цветовой шум

Странности уже начинаются если мы посмотрим на эту картинку:

Варианты серого цвета, получаемые при смешивании исходного серого с различными цветами.
Варианты серого цвета, получаемые при смешивании исходного серого с различными цветами.

Если немножко добавить "серости" в нижние кружки, и рассматривать верхние отдельно от каждого, не зная о том, что изначально они были получены путём смешивания, то каждый из них при определённых обстоятельствах может быть вполне опознан нам как серый цвет. Особенно это может произойти, если рассматривать их при недостаточном освещении. Об этой особенности я скажу ниже, и это очень важно.

Таким образом, серый это уже не просто цвет, а некий "шум" или смесь многих цветов, которая при накладывании на какой-то основной даёт своеобразное ухудшение качества. Как если бы на классическую музыку мы наложили бы громкую запись не особенно мелодичного тяжёлого металла. В целом такой музыкальный трек наверняка бы превратилась в какофонию, из которого лишь изредка доносились звуки классической гармонии (при этом в целом партия всё-равно бы угадывалась). То есть мы добавили шум, как и в случае с серым цветом.

Недостаточная яркость или контрастность

Вы замечали, что какими бы яркими и красочными предметы ни были днём, ночью при недостаточном освещении они всегда кажутся серыми? Помните поговорку "ночью все кошки серы" ? Это как раз об этом. Наш глаз устроен так, что при недостаточном освещении, информация о цвете начинает сильно сокращаться, как если бы между мозгом и объектом поставили фильтр. Но, казалось бы, тогда мы просто должны видеть хуже, размыто, на угад.

Но нет при слабом освещении глаза быстро привыкают и начинаю различать довольно многие объекты, иногда теряясь и обманываясь в их форме, но самое странное мы начинаем видеть практически всё в сером цвете. Любопытно, освещения почти нет, цветов нет, но серый никуда не делся, мы его видим и ощущаем. Более того, мы начинаем воспринимать мир именно через него.

Уберите из этой фотографии яркий цвет солнца и правая часть станет совсем серой, хотя слева вполне различается синее море. Фото взято из свободных источников.
Уберите из этой фотографии яркий цвет солнца и правая часть станет совсем серой, хотя слева вполне различается синее море. Фото взято из свободных источников.

Честно говоря, я не очень понимаю почему так происходит, и обычное объяснение о природе серого цвета как о смешении чёрного и белого, которое мы можем найти повсюду, тут уже совершенно не подходит.

Периферия зрения

Я думаю, что в темноте происходит примерно то же самое, как если бы мы переместили объект наблюдения на границу нашего зрения. Попробуйте поместить перед глазами на расстоянии согнутой руки что-то цветное, например ручку, а затем медленно увести её на том же расстоянии от головы влево или вправо, не поворачивая самой головы. Лично у меня примерно в точке 80 градусов от оси симметрии зрения, то есть почти перпендикулярно зрению, ближе к уху происходит вот такая интересная вещь.

Ручку я вижу (и могу видеть даже если увести её ещё далее), но форма её угадывается всё меньше, а самое главное пропадает цвет. Я даже не уверен, что смог бы идентифицировать её как ручку, если бы не знал изначально что это такое.

Самое интересное, что присутствие цвета либо разница различных деталей ручки ощущается, а вот какого она цвета на самом деле я уже сказать не смогу. Допускаю, что у всех это может быть индивидуально. Если у вас совсем иначе, напишите об этом в комментариях.

В данном случае скорее всего происходит примерно то же самое, что и при низком освещении. В сетчатку глаза начинает поступать слишком мало информации, мозг начинает многое додумывать, а информация о цвете пропадает вовсе. Но при этом ручку вполне можно назвать серой!

За границей видимых цветов

И теперь самое главное, что заставило меня написать эту статью, и сильно задуматься о природе серого цвета.

Все мы, кто более менее хорошо учился в школе, знаем о существовании инфракрасного и ультрафиолетового излучения, которые по-сути являются цветами, которых мы уже не видим. Кстати говоря, кто видит фиолетовый цвет радуги? Я частенько вижу, хотя в той же школе мне говорили, что он не различим.

Пример радуги на тёмном небе. Здесь, кстати, тоже фиолетовый легко различим. Может это из-за цвета неба?
Пример радуги на тёмном небе. Здесь, кстати, тоже фиолетовый легко различим. Может это из-за цвета неба?

Так вот, я всегда представлял, что ничего за пределами фиолетового и красного человек увидеть в принципе не может. Однако вот не зря спектр в графических программах закручивается в круг:

Спектральный круг. Меня всегда интересовало, как так плавно происходит стык на границе фиолетового и красного, если это совершенно разные видимые частоты на противоположных концах спектра. Что-то здесь говорит о цикличности, и лишь о нашей человеческой специфике восприятия цветов.
Спектральный круг. Меня всегда интересовало, как так плавно происходит стык на границе фиолетового и красного, если это совершенно разные видимые частоты на противоположных концах спектра. Что-то здесь говорит о цикличности, и лишь о нашей человеческой специфике восприятия цветов.

Неожиданно в поисках новой информации мне попался старый сайт (а точнее подборка по старому сайту) ZetaTalk. Не будем сейчас вдаваться в подробности что это такое. Скажу лишь, что на нём публиковались якобы ответы от сущностей из других миров или планет, и что лет 10-15 назад я относился к нему довольно скептически, проходя мимо.

Однако сейчас, наткнувшись на него по прошествии стольких лет, я неожиданно для самого себя обнаружил, что многие объяснения в коротких и разорванных по смыслу статьях начинают подтверждать мою собираемую так долго картину мира. А один из критериев истины, напомню, это когда информация даёт больше ответов, чем вопросов.

Интересно, как воспринимается серый цвет в космосе?
Интересно, как воспринимается серый цвет в космосе?

Одна небольшая статья показалась мне на столько любопытной, что абзац из неё приведу полностью (целиком вы сможете прочитать здесь). Исходный вопрос звучал примерно так: "Почему множество гуманоидов, с которыми сталкиваются люди - серого цвета?" Сейчас не важно, верите вы или нет в инопланетян, речь не об этом. Главное, что данное ниже объяснение проливает много света на природу цвета серого.

Серые. Что это означает? То, что оттенок цвета скорее серый, чем зеленый, синий или бежевый? Что ж, у нас есть новости для человеческой расы. Большинство инопланетных форм, которых они встретят, будут серыми. Из тысячи или более посетителей Земли более половины будут иметь серый цвет. Почему так? Цвет - это то, что может воспринимать глаз. Вы что же, считаете, что человеческий глаз видит все? Ваши ученые скажут вам, что это не так, и что ваши глаза видят только малую часть всего видимого спектра. Когда цвет кожи перед вами не может быть увиден, вы отмечаете его как серый. Невозможно передать тот цвет, который отсутствует у людей, поскольку им не с чем его сравнить. Это новые цвета для людей. Радуга, которую видим мы, имеет множество цветов, отсутствующих в радуге, видимой вами.

Вот это меня, честно говоря, повергло в некий шок. Как такое может быть? Но вспоминая свойства серого цвета, о который я уже рассказал вам выше, начинаешь понимать, что автор этих слов, кем бы он ни был, может быть действительно прав. И что любое смешение видимого спектра за пределами нашей сенсорики может восприниматься как серый, особенно при достаточном или наоборот недостаточном освещении. "Скорее серый, чем синий или бежевый" - посмотрите самую первую картинку!

Кто вообще сказал, что, например, инфракрасный или ультрафиолетовый цвета не могут смешиваться с видимыми нами спектрами, образуя новые цвета, которые человеческий глаз не воспринимает? Ведь смешение видимого спектра даёт новые цвета, которые отсутствуют в радуге.

Сравнение видимого диапазона с ультрафиолетовым и инфракрасным
Сравнение видимого диапазона с ультрафиолетовым и инфракрасным

Кроме того диапазон самих ультрафиолета и инфракрасного довольно широк, намного шире, чем видимые нами цвета. И честно говоря, тут возникает некий диссонанс, с одной стороны такие цвета не должны быть видимыми нами вообще, с другой их смешение действительно может дать серый оттенок.

Вот представьте перед нами стоит объект, цвет которого инфракрасный. Нет, не тот оранжевый обогреватель, который накаляет спираль - это видимая часть спектра, а совсем не воспринимаемый нами. Не будет ведь он прозрачным? Он должен восприниматься нами как некая преграда. Может как раз в этом случае он и будет восприниматься серым?

И тут уже совсем иначе можно посмотреть на рассказы о всяких духах и призраках. Может речь идёт совсем не о частоте их передвижения, или пятом измерении, когда мы их не видим, а именно о том, что они совсем иного цвета, который наш глаз просто не воспринимает?

Что вы думаете обо всём этом? Пишите в комментариях, задавайте вопросы. Давайте изучим эту загадку вместе.