Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Наумбург — один из самых симпатичных городков Саксонии-Анхальт, уютно расположился в долине, где сливаясь, шумят :-) реки со странными для нас названиями — Унсрут и Заале. Их берега в сплошных виноградниках. Это самый северный регион немецкого виноделия. У города богатая, более, чем тысячелетняя история, но знаменит город своим собором. Город часто так и называют — Город Собора.
Паркуемся в центре старого города на Lindenringе и идём гулять, но не в сторону собора, а в противоположную, по Herrenstraße к Marktplatz.
Название города Наумбург — от нем. "новый бург" — новая крепость, которую построил маркграф Мейсенский ок. 1000 г. С 1028 по 1564 г.г. здесь была епископская резиденция, рядом с которой вырос торговый город. Необычайно выгодное географическое положение на пересечение торговых путей сделало его в Средние века богатым и процветающим. Он даже успешно конкурировал с соседним Лейпцигом.
Город хорошо сохранил свой средневековый вид и огромная, просто колоссальная Мактплац — самый яркий свидетель былого величия маленького городка.
Марктплац — не простая площадь, а место пересечения старинной Via Regia — Королевской торговой дороги из Парижа через Франкфурт на Киев и Дороги Франков из Галле на Нюрнберг.
Купцы города расстарались и украсили главную площадь города замечательными домами. Атмосфера средневековья в XXI веке.
Эти дома бюргеров, с их немного сонным выражением лиц прекрасно гармонируют с послерождественской тишиной улиц.
Ратуша, построенная в 1396 г. в позднеготическом стиле, смотрится как яркая декорация для любой сказки Гоффмана.
Ратуша
Фонтан на Марктплац с фигурой Св. Венцеля — покровителя города выглядит таким древним, что стоящие рядом дома кажутся просто новоделом :-)
Маленький дворец — старейшее гражданское здание города, датируется XIV в., несколько раз перестраивалось и современный вид получило в 1541 г. На .южной стороне пощади стоит городская позднеготическая церковь Св. Венцеля.
Скромнейшее здание рядом — резиденция, возведенная в 1652 г. для герцога Морица фон Заксен-Цайцкого.
По Jakobsstraße
пройдём до небольшой площади Holzmarkta
с памятником Фридриху Ницше.
Памятник Ф.Ницше
В этом маленьком городке провёл детство великий, не всеми признанный гений, ниспровергатель общепринятых моральных норм и правил, создатель нового течения в философии, филолог, композитор, поэт. Именно здесь, в этом сонном городке закладывались основы его бунтарского мировоззрения.
Его мать после смерти мужа купила в 1850 г. в Наумбурге дом и переехала сюда из соседнего городка. Здесь прошли его детские годы, которые он впоследствии назвал "наумбургским женским домоправлением", поскольку рос в окружении только женщин: матери, сестры, бабушки, двух незамужних тёток и няни.
Такие дома на улице, где жил Ницше
В 1854 г. он поступил в Дом-гимназию, т.е. гимназию при соборе — одну из старейших немецких гимназий, где сразу выделился необычайными способностями. А с 1858 г. он стал учеником знаменитой старинной Школы Пфорта, где получил лучшее, из возможных тогда, классическое образование.
Отсюда он уезжает в Боннский университет, после окончания которого в 24 года уже становится профессором Базельского университета. Он ещё много раз приезжал в Наумбург к матери, жившей здесь до своей смерти в 1897 г.
Дом Ф.Ницше
В этом доме ещё в 1894 г. сестрой философа был основан Архив Ницше, затем переведенный в Веймар, но закрытый в 1956 г., так как во времена ГДР Ницше был запрещённым автором. С 2003 г. в этом доме, который так официально и называется — Доме Ницше, разместилось Ницшеанское Общество, а рядом построен Документальный центр Ницше.
Обойдём город с востока по Marienring, где особняки построены прямо на остатках крепостной стены, и выйдем к Мариентор — Воротам Марии, получившим название от соседней кирхи Марии Магдалены. Это единственные сохранившиеся из когда-то пяти ворот городской стены. Их возраст впечатляет — 700 лет!
А теперь, нагулявшись по городу, пройдём к главной нашей цели — собору святых апостолов Петра и Павла. Трудно представить, что здесь, в сакральном помещении храниться художественный образ не святой, не королевы, не воительницы, а просто женщины, ставшей символом Германии.
Поскольку все европейские страны женского рода, я легко представляю их себе в женских образах. Австрию и Венгрию в виде скульптур, бюстов, портретов знаменитой Сиси. Её образ знаком всем и растиражирован на миллионах блюдец и чашек, на сумках и майках.
Как правило, для меня женский образ страны олицетворяет конкретная историческая личность. Но тут произошло такое слияние образа исторического со множеством его воплощений в мюзиклах, живописи, скульптуре, что уже и не пойму, какой интересней, настоящей Сиси или художественный, прекрасно созданный в кино, Роми Шнайдер. Ведь и сама Роми — прекрасный, такой женственный символ Австрии.
С Данией всё просто и ясно, как в сказке. Думаю, альтернативы нет: здесь женский образ воплощает любимая с детства Русалочка. Францию я вижу и Джокондой, и Венерой Милосской, и Никой, но все они иностранки, получившие ПМЖ в Париже не по своей воле:-) Скорей всего, всё же — Жанна д’Арк — Орлеанская дева в виде золотого памятника в Париже или скорее даже — прекрасной скульптуры в Руане. Она для меня Франция.
Духовный облик Шотландии бесспорен: это мятежная Мария Стюарт. Вот жаль только, достойного воплощения в изобразительном искусстве её образа я не представляю. А может его и нет?Испания это, конечно, — Махи Гойи, но знаменитая Дама из Эльче вполне тоже может претендовать в моей иерархии на первое место :-) Чехия — замечательные образы Альфонса Мухи, Бельгия — Рубенсовские женщины, Голландия — "Девушка с жемчужной серьгой" Вермеера. Италия — женские образы Боттичелли.
Уж, не знаю, почему, но собор ждёт внесения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО уже больше 15 лет.
У Германии своё, особое лицо. И именно в этом маленьком, затерянном на границе Саксонии и Тюрингии городке, заснувшем где-то в средневековье, спрятавшемся под послерождественским туманом, где видны только острые шпили собора, и можно найти настоящее лицо Германии.
12 статуй донаторов — учредителей собора, пожертвовавших на его строительство самые значительные суммы, — считаются одним из самых замечательных скульптурных ансамблей во всём европейском искусстве, а может, и во всём мировом. Поразительно и то, что находятся они в хорах собора, святом месте, где до этого никогда не изображали простых смертных. В парижской Сен-Шапель, которая строилась в это же самое время, на месте наумбургских донаторов стоят 12 апостолов.
Западные хоры
Жанр портрета ещё не существовал в середине XIII в., когда неизвестный скульптор создавал эти образы, поэтому их вполне можно считать первыми в истории. Хотя, конечно, о сходстве не может быть и речи, ведь скульптуры созданы через двести лет после их смерти. Но какое это теперь, через столько веков имеет значение?! Главное, что скульптор сделал их такими разными, передал их внутренний, индивидуальный мир.
Маркграф Эккехард и его супруга Ута
И Ута среди них — самая известная и необычная, поражает удивительной пластикой и выразительностью черт. Гордая, серьёзная, даже строгая, "взгляд к обороне готовый", и в то же время беззащитная. Этот жест, ах, этот жест руки под плащом чуть прикрывающей щёку. Сколько в нём грации! Конечно, кто-то скажет, что у неё, наверное, просто болит зуб. Но я не поверю :-)
Маркграфиня Ута. Фото из нета
Мне нравится её описание Даниилом Граниным в повести "Прекрасная Ута":
...Неподалеку был Наумбургский собор и в нем статуи, сделанные неизвестным мастером в XIII веке. Имя мастера не сохранилось, а имя женщины, которую он лепил, сохранилось. Ее звали Ута. Она придерживает сползающий плащ, рука ее закрывает воротником часть лица знакомым жестом, как это делала одна женщина, которую я знал. Только плащ у нее был нейлоновый, и стояла она у стоянки такси. Мы прощались, и поэтому она казалась мне такой прекрасной, и такой осталась в памяти. И лицо Уты было той же красоты и нежности, которую может выразить либо поэзия, либо фотография, ничем другим, даже музыкой, не рассказать про ее лицо. И я, знающий про электротехнику, и про кибернетику, и про то, что Вселенная наша расширяется, я стоял в холодном соборе, замирал от восторга, чувствуя себя счастливым и ничтожным перед этой красотой точно так же, как четыреста или пятьсот лет назад.
Маркграф Герман и его супруга Реглинда
Красива ли она? Идеал красоты у каждого народа свой и даже в одной стране он менялся в разные периоды истории. И в одной эпохе существуют разные представления о красоте. Да и у каждого человека свои критерии красоты. Мне она кажется прекрасной.
Умберто Эко оригинальным образом охарактеризовал Уту в своей книге "История красоты". Он пишет: Если бы меня спросили, с какой женщиной в истории искусства я хотел бы провести вечер, я бы выбрал в первую очередь Уту из Наумбурга.
Восточные хоры с алтарём
Исторических сведений о маркграфине Уте очень мало, поэтому её образ овеян легендами. Происходила она из рода Асканиев, от полу-легендарного троянского царевича Аскания Юла. По преданию, она появилась на свет на рубеже веков, утром нового 1000 года. Хронист пишет: "Стояли небывалые морозы. Птицы выпадали замерзшие из гнёзд. Холод разрывал стволы деревьев. С рассветом на вершинах гор и в долине выпал снег красноватого оттенка. А в замке разрешилась от бремени Хидда, супруга хозяина замка Балленштедт. Старая няня считала, что снег цвета лепестков роз принесёт ребёнку красоту и любовь".
Графиня Реглинда
Вариант имени Ута — Ода — Одетта — прекраная принцесса из немецкой старинной легенды, которую превращают в лебедя, но принц спасает её. Не с образом ли Уты связана эта легенда? Другая легенда рассказывает о великом скульпторе, который всё никак не мог найти образ для Уты и поручил эту работу своему ученику Экберту и тот создал её прекрасный образ. Перед этим образом он стоял часами коленопреклоненным. Это уже расценивалось, как идолопоклонство и он решил никогда больше не браться за создание скульптур, чтобы не создать ничего лучше Уты, покалечил себе руку.
Леттер с распятием
Планетарный масштаб образу Уты придал Н.К.Рерих, изобразив её в горах Гималаев, создав одну из самых загадочных своих картин.
Н.К. Рерих. Держательница мира или Камень несущая. 1933 г.
Никто как-то даже до него и не обращал внимание, что у Уты под плащом, под левой рукой что-то спрятано. Миннезингер Вольфрам фон Эшенбах в "Парцифале" так пишет:
И перед залом потрясенным Возник на бархате зеленом Светлейших радостей исток, Он же и корень, и росток, Райский дар, переизбыток земного блаженства, Воплощенье совершенства, Вожделеннейший камень Грааль. Силой обладал чудесной Святой Грааль... Лишь чистый, честный, Кто сердцем кроток и беззлобен, Граалем обладать способен...
Рерих это увидел и в своей работе открыто расставил все символы. Для него нет сомнений, что она держит — Камень Грааль. Для Рериха это было естественное вживание Уты в новое пространство в полном соответствии с его эзотерическими представлениями о переселении душ. Он считал, что в основе мира и красоты лежит женское начало. И Камень Грааля всегда связан с женским началом, поэтому Женщина — Держательница мира.