Начало операции
11 января 2002 года в Шатойском районе Чечни началась спецоперация российских вооружённых сил по поимке полевого командира Хаттаба. Населённые пункты оцеплялись солдатами и осматривались на наличие боевиков. Для перехвата террористов, которые сумели бы вырваться из оцепления, были посланы группы спецназа ГРУ. Капитан Эдуард Анатольевич Ульман и 11 его подчинённых входили в состав одной из таких групп.
Расстрел
Отряд Ульмана организовал засаду на дороге Дай-Циндой, уводившей в Грузию. По показаниям солдат из группы Ульмана, около часа дня неизвестный УАЗ, не подчинившись приказу остановиться, попытался сбить Ульмана и прорваться к границе. Водитель не остановился после предупредительных выстрелов и спецназ открыл огонь. Из 6 пассажиров был убит 1 и ранены ещё 2. Как выяснится в ходе обследования машины, она принадлежала мирным жителям. Ближе к вечеру майор Алексей Перелевский по рации прикажет расстрелять оставшихся в живых и, после тройного подтверждения, приказ будет выполнен прапорщиком Владимиром Воеводиным и лейтенантом Александром Калаганским. Трупы закинут в УАЗик и подожгут. После сообщения о расстреле, связь со спецназовцами отключили. Пути отхода группа Ульмана вынуждена была искать сама.
Арест и суд
Вернувшись на базу, 14 января того же года, Ульман, Калаганский, Воеводин и Перелевский были арестованы. Трижды суд присяжных единогласно оправдывал военнослужащих, а потому 4 суд должен был состояться в Северо-Кавказском военном окружном суде. Спецназовцы не пришли на слушания, скорее всего понимая, что их должны посадить. Заочно они были приговорены к тюремным срокам от 11 до 14 лет. Впрочем, Перелевский на суд явился и был приговорен к 9 годам строгого режима. В настоящий момент Эдуард Ульман, Алексей Калаганский и Владимир Воеводин находятся в розыске, их местоположение неизвестно. Есть много версий, но самые правдоподобные, что либо они тайно покинули территорию России, либо были похищены и убиты представителями чеченской диаспоры.
Итог
Капитан Эдуард Анатольевич Ульман - неоднозначная и спорная личность. Многие считают, что он не мог ослушаться приказа вышестоящего офицера, но кто-то уверен, что преступный приказ не имеет права на выполнение. В любом случае, решить, как относится к данному человеку читатель должен решить сам.