Если и есть зимой что-нибудь хорошее, то это новогодние праздники, отмечающиеся по традиции шумно и весело, а также началом увеличения светового дня. Да еще зимний период это передышка для людей, занятых сельскохозяйственными работами.
В остальном зимой одни минусы, начиная с минусовых температур и заканчивая вызванными ими простудами, ушибами и переломами. Не секрет, что в гололедицу очень трудно удержаться на ногах и избежать падений, наверное, травматологи могут многое рассказать о сезонных травмах. Поэтому, думаю не ошибусь, если предположу, что гололедица – это настоящая головная боль для муниципальных властей северных стран.
Проходя сейчас мимо одной из городских школ, заметила, что тротуар посыпан песком – старый добрый испытанный способ борьбы с гололедицей. Припомнилось, что так же было в те времена, когда и я ходила в школу, что, если подумать, доставляло больше хлопот школьным техничкам, следившим за чистотой полов. Но зато не экологичным этот способ, согласитесь, не назовешь.
В некоторых странах более эффективной признана каменная крошка, обработанная солевым раствором: соль растапливает ледяную корку, а мелкий гравий улучшает адгезионные свойства покрытия. Однако такая подготовка антигололедного покрытия увеличивает его стоимость.
Вообще, чистая соль также издавна используется для растапливания ледяной корки. А еще финские исследователи пришли к открытию, что сахарный песок, добавленный к соли в пропорции от 1:4 до 1:2, усиливает ее свойства, действуя как катализатор. Причем сам по себе сахар свойством растапливать ледяную корку не обладает.
Интересный способ борьбы с гололедицей нашли на островных государствах - в Японии и Исландии. Там под покрытием дорог и трасс заложены коммуникации с горячей водой (прямо как в конструкции теплых полов). Правда, в Исландии это сделать намного проще, используя воду горячих источников, которых на острове великое множество. В Японии же таких трасс не много, ибо даже для такой богатой страны это довольно дорогое удовольствие.
На этом, можно сказать, все более или менее экологичные способы борьбы с гололедицей закончились и начинается сущая химия. Развитие современной химии, как и науки в целом, сделало огромный скачок в XVIII-XIX веках, но мне представляется, что появление некоторых сравнительно дешевых химических веществ оказало сомнительное благо человечеству.
В данном случае я имею в виду химические реагенты, которыми гастарбайтеры щедро, порой без всякой меры, посыпают в зимнее время улицы наших городов. И дело даже не только в белесых разводах, появляющихся на обуви после выхода на улицу. То, что кожаная обувь покрывается трещинками не от времени, а от этой ядовитой каши, по которой зимой мы вынуждены ходить, думаю, оспаривать никто не будет.
А скорее дело в мертвых птицах, которые погибают, подбирая крошки в ядовитом месиве. Какое нам дело до мертвых птиц, скажет кто-нибудь. Но давайте задумаемся: мы дышим испарениями ядовитых веществ, поднимающимися от земли. Пусть эти испарения и незначительны, но это еще одна капля, подтачивающая наше здоровье. Плюс деревья в это время не дают зелени, хотя бы частично способную нейтрализовать ядовитые пары.
И, если подумать, что хуже: гололедица или химреагенты, которыми посыпают тротуары для борьбы с ней? В конце концов, я не знаю обуви, в которой смело можно ходить по льду, не рискуя поскользнуться. И все эти советы по выбору подошвы и по совершенствованию ее адгезионных свойств, например, с помощью наклеивания на подошву лейкопластыря, не кажутся мне такими уж надежными. Буду рада в комментариях тому, кто ни разу не падал зимой на скользком тротуаре.
И напоследок немного смешной лайфхак: однажды я увидела старичка, который пробирался по заледенелому тротуару, бросая перед собой развернутые газеты, и потом шел по ним. И даже этот способ показался мне более экологичным, а то, что человек проявил внимание к собственной безопасности и вовсе вызвало у меня уважение. Не будем забывать, что падение в преклонном возрасте особенно опасно, кости уже не те, что в молодости.