Найти в Дзене
Бизнес наизнанку

Захват власти: почему братьям Макдональдс пришлось продать свое имя и бизнес?

Почти все знают Макдональдс, но мало кто знает, кто и при каких обстоятельствах его создал. Между тем, история этого всемирно известного бизнеса драматичная и не очень красиво обернулась для его создателей. Что же произошло, и почему многие называют основателем вовсе не братьев?

С чего все началось?

Идею и концепцию ресторана быстрого питания придумали братья Макдональдс - Ричард и Морис (в прессе их чаще называли Дик и Мак). Их первый опыт не был очень успешным. Ресторанчик быстрого питания "Поросячья стоянка" был открыт ими в Голливуде, но не имел большого коммерческого успеха. Однако на этом братья не остановились.

Второй свой проект в сфере фастфуда они открыли в Сан Бернардино, в Калифорнии в 1940 году. Ресторанчик восьмиугольной имел выгодное расположение около заправки, привлекая не только местных жителей, но и автомобилистов. Братья быстро сообразили, что основной доход приносят лишь три позиции - гамбургеры, картофель фри и кола, и на них был сделан основной акцент.

Лучший и лучших

Из первоначального меню в 25 позиций они оставили всего 9 - самых востребованных. Расстановку техники на кухне они меняли несколько раз, чтобы добиться наибольшей эффективности и скорости. Рецепт они тоже оттачивали до совершенства (с их точки зрения). Благодаря их усилиям, заведение стало невероятно популярным по посещаемости и очень прибыльным. В 1945 году посещаемость выросла в несколько раз, оборот составлял 200 тысяч долларов - и по тем временам это было очень хорошо. К примеру, стоимость особняка во владении братьев (с 25 комнатами) составляла 90 тыс. долларов. И они его купили с прибыли от заведения.

Они выигрывали за счет скорости, оптимизации и автоматизации производства. Братья все время искали возможности для улучшения и развития своего бизнеса. Они одними из первых отказались от многоразовой посуды, а цены были раза в 2 ниже, чем у конкурентов.

Личный фото архив. Москва. Макдональдс по франшизе
Личный фото архив. Москва. Макдональдс по франшизе

Масштабировать успех? Почему бы и нет

Братья хотели масштабировать успех и продавать франшизу, но их самостоятельная попытка не увенчалась успехом - новые владельцы нарушали технологический процесс, вводили позиции в меню на свое усмотрение и портили репутацию, чем очень расстраивали братьев. Они хотели отказаться от этой идеи, пока не познакомились с Рэймондом Кроком в 1954 году. Это был судьбоносный момент в развитии бизнеса.

Из неудачника в одного из самых успешных бизнесменов

Рэй Крок продавал оборудование для молочных коктейлей, и многие считали его неудачником, ведь ему было на тот момент 52 года, а он мотался по городам, предлагая хозяевам заведений купить у него товар. Его часто жестко посылали, а братья Макдональдс сделали заказ и оказали ему радушный прием, провели экскурсию.

Рэй настолько восхитился их бизнесом, что уговорил братьев дать идее франчайзинга второй шанс, хотя подобного опыта у него не было ранее.

По условиям соглашения, лицензия стоила 950 долларов, и 1.9% с оборота, из которых только 0.5% доставалась братьям, а 1.5% - Рэймонду.

В 1955 году Рэй зарегистрировал компанию, и уже через 4 года сеть насчитывала 228 заведений. Бизнес стремительно рос, и с каждым годом им было все сложнее договариваться. Рэй предлагал идеи для снижения расходов (но с уроном для качества), чтобы сделать бизнес более рентабельным, но братья часто выступали против и не поддерживали его инициатив. Так долго не могло продолжаться.

Конец истории Макдональдса для братьев

Развязка оказалась печальной для братьев. Рэймонд привлек влиятельных юристов, и они вместе создали условия , при которых братья вынуждены были продать ему свой бизнес в 1961 году, в том числе товарный знак. Бизнес был продан за 2.7 миллионов долларов, плюс было условие - 1% от выручки всей сетки на постоянной основе. Рэй взял кредит для покупки - он рисковал всем, но верил в свою звезду.

Соглашение в 1% не было закреплено документально, в отличие от цены сделки, и Рэй отказался его выплачивать впоследствии.

В стоимость сделки не входило первоначальное заведение. Рэй решил отомстить братьям, открыв конкурирующий ресторан рядом. Братья в итоге были вынуждены закрыть свое дело.

Вскоре после этих событий, один из братьев умер, а второй долгое время был дико возмущен наглостью и предательством Рэя Крока, а также тем фактом, что основателем бизнеса называют именно его, а не братьев.

Кто прав и можно ли было договориться?

В 1967 году бизнес Макдональдс вышел за пределы США и начал развиваться по всему миру. Его обожают дети, студенты и многие взрослые. Золотые арки, придуманные братьями, и название бренда остались неизменными, а ассортимент обновляется постоянно.

Рэй Крок умер в 1984 году, и на момент смерти его состояние оценивалось в 500 млн. долларов. Очень классно эта история отражена в фильме "Основатель", я получила большое удовольствие от просмотра.

С моей точки зрения, основателями бренда являются все же братья, несмотря на продажу бизнеса. Заслуга Рэя в том, что он открыл этот бизнес всему миру, хоть и повел себя некрасиво.

Их стратегической ошибкой было нежелание прислушаться к Рэю при обсуждении вопроса изменений, излишний перфекционизм во всем. Также были допущены ошибки при заключении и подписании договора сделки. "Бизнес на доверии" себя не оправдал.

Впрочем, где большие деньги - там большие риски. Пишите в комментариях, что думаете на этот счет? Кого считаете основателем бизнеса исходя из изложенных фактов, и любите ли бренд Макдональдс?

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации!

Вам может также понравиться статья<<

Предательство в бизнесе: почему основатель Banki.ru был вынужден продать свою долю