Итак, Нил Стивенсон. Сказать, что автор заслуженный — значит, ничего не сказать. Писатель, ля определения творчества которого практически пришлось придумать отдельный термин «посткиберпанк» (ну ладно, для него и Брюса Стерлинга). «Зодиак», «Лавина», «Алмазный век», «Барочный цикл», «Криптономикон», «Анафем» - произведения одно лучше и знаменитее другого, которые я все прочитал, и которые практически все числю среди, так сказать, «отличившихся».
Поэтому, когда я увидел новую книгу Стивенсона «Семиевие», тут же вцепился в нее всеми ложноножками и немедленно принялся ее засасывать в читательную вакуоль.
Однако впечатление от книги осталось крайне противоречивое.
Сюжет поистине эпический. Надвигается неизбежная глобальная катастрофа Какая? Стивенсон не стал особо мудрствовать — просто Луна по загадочным причинам разваливается на куски, которые вот-вот посыпятся на Землю адским каменным дождем и уничтожат все живое на поверхности. Уцелеть невозможно, но ради выживания вида хомо сапиенс все человечество в едином, так сказать, порыве (который, конечно же, неизбежно оказывается не очень-то единым) строит орбитальное мегаубежище, чтобы туда отправить лучших из лучших, которые там переждут и в далеком будущем все отстроят.
Стивенсон, как всегда изумительно хорош в технических подробностях. Орбитальные маневры, системы жизнеобеспечения, добыча воды и энергии — все это описано блестяще, без псевдонаучной «клюквы» и одновременно без лишнего погружения в математику. А вот люди как-то подкачали.
Ладно, с тем, что по мере приближения «часа икс» большинство начинает вести себя как обожравшиеся полярных мухоморов лемминги, я еще могу согласиться. Куча народу и так себя сейчас ведет подобным образом без всяких экстремальных поводов. Но чего я совершенно не понял — так это погружения в темные глубины экстремального феминизма. Из более-менее значимых персонажей мужского рода фактически только один сумел дожить хотя бы до середины книги (хотя надо отдать должное, персонаж этот крайне положительный — наверное, самый положительный вообще из всего чудовищного количества мелькающих на страницах имен и лиц).
Не поймите меня неправильно, я далеко не поклонник Шопенгауэра (скорее наоборот), и даже с самыми радикальными феминистками способен сосуществовать, при условии, что они не пытаются применить ко мне физические меры воздействия. Но зачем это все в романе - я просто не понял. Какую художественную цель преследовало?..
Собственно, само название говорит о кульминации романа — в живых из всего человечества остаются семь женщин, заключающих между собой некий пакт о генетическом равновесии и выживании. Поскольку большей частью они друг друга ненавидят и опасаются, все это они торжественно обещают друг другу заложить и свои генетические линии…
Невзирая на все недостатки, если бы Стивенсон в этом месте написал «конец» и поставил точку, я бы все же счел роман относительно неплохим. К сожалению, он все-таки решил заглянуть в прекрасное далеко и описать возвращение потомков семерых праматерей на свою прародину, где они крайне неубедительно встречаются с другой цивилизацией потомков людей, укрывшихся в каких-то сверхглубоких шахтах. Честно говоря, написана эта часть настолько наивно, что даже не верится, что она принадлежит перу автора «Лавины» и «Анафема».
В общем, редкий случай, когда автор, несмотря на весь свой авторитет и мое к нему огромное уважение, откровенно разочаровал.