Найти тему
Физиолог

Крыса крысе — человек?

Заканчивая цикл о зеркальных нейронах следует сказать об их роли в формировании общества и отношений. Смысл работы этих нейронов — повторять действия другого. Когда ты еще маленький и неумелый, смотреть и повторять — самым эффективный способ обучения и выживания.

Синхронное движение косяка рыб или стаи птиц помогает молодежи учиться “чувствовать” собратьев и уходить от хищников, пугая размером стаи.

Молодые канарейки, имеют некий инстинктивный шаблон как нужно петь. И если они не будут учиться у взрослых птиц, песня останется простой и невыразительной. А вот если будут слушать трели отца, зеркальные нейроны “срисуют” интересные ходы, вследствие чего управлять голосовыми связками, гортанью, дыханием и выдачей собственной песни молодежь будет намного лучше. Именно поэтому отец поёт, когда птенцы вылетают из гнёзд — он показывает молодым самцам, какой должна быть песня "настоящего джигита".

Программа распространяется не только на того, кто учится, но и на того, кто учит. Ведь обучение на чужом опыте — это культура. Зеркальные нейроны — это основа человеческой культуры. То есть в дополнение к генетическому механизму передачи информации за счет работы зеркальных нейронов вы можете усложнять поведение. Это очень быстро позволяет наращивать сложность навыков.

У шимпанзе мама специально показывает детенышу, как разбивать орехи. Чтобы молодая обезьяна научилась разбивать орехи, ей нужны 5-7 лет тренировок. И вот самка специально садится и медленно разбивает орех. Если детеныш не смотрит, он получит подзатыльник. У подростков шимпанзе даже есть специальный звук «я буду только смотреть». То есть шимпанзе специально сообщает взрослой самке, что не будет мешать и баловаться, а будет просто наблюдать за хорошей работой.

Другая важная категория — это зеркальные нейроны эмпатии, сопереживания. Оказывается, наш мозг врожденно альтруистичен, это не достижение цивилизации. Помимо желания подражать на двигательном уровне, у нас существует потребность сопереживать, сорадоваться и сострадать.

Показателен эксперимент на крысах. Они не любят света и в ящике, разделённом на светлую и темную половину, выбирают тёмную. Учёные превратили пол темного отсека в педаль, и, когда крыса туда входит, животное в соседней клетке бьет током. Крыса, которую ударило током, пищит и пахнет, выдает панические сигналы.

Теперь поставьте себя на место первой крысы. Что вы будете делать?

Оказывается, что в этом эксперименте три четверти крыс выходят из темного отсека и сидят на свету. Да, неприятно, да, противно, но заставлять товарища страдать – это слишком. Даже для крысы. Это альтруизм в явной форме.

Правда, 25% крыс не выходят и сидят в темноте, периодически проверяя, кто кричит снаружи. Это явные эгоисты. Но если делать светлый отсек все более неудобным, все более тесным, потенциально опасным, доля альтруистов начинает сокращаться. Как в любых других ситуациях, в нашем мозге конкурируют разные программы, и сопереживание конкурирует с безопасностью.

В человеческом обществе работа зеркальных нейронов, нейронов сопереживания, особенно важна для людей социономических профессий: педагогов, врачей, психотерапевтов. Если вы активно взаимодействуете с людьми, без сопереживания будет плохо. И если эта система врожденно не очень выражена, то подобная работа не радует.

Поэтому не обижайтесь на хама-врача или истеричного кассира – возможно, у них в голове просто включилась другая программа.

Попробуйте её переключить =)

-2