Найти тему

Веселовский о мотивах и сюжетах

Веселовский понимает под сюжетом комплекс мотивов. Мотив может приурочиваться к различным сюжетам. ("Серия мотивов — сюжет. Мотив вырастает в сюжет". "Сюжеты варьируются: в сюжеты вторгаются некоторые мотивы, либо сюжеты комбинируются друг с другом". "Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положения-мотивы"). Для Веселовского мотив есть нечто первичное, сюжет — вторичное. Сюжет для Веселовского уже акт творчества, соединения. Отсюда для нас вытекает необходимость изучать не столько по сюжетам, сколько прежде всего по мотивам.

Если бы наука о сказке лучше освоилась с заветом Веселовского: "отграничить вопрос о мотивах от вопроса о сюжетах" (там же, разрядка Веселовского), то много неясностей уже было бы ликвидировано*.

Но учение Веселовского о мотивах и сюжетах представляет собой только общий принцип. Конкретное растолкование Веселовским термина мотив в настоящее время уже не может быть применено. По Веселовскому мотив есть неразлагаемая единица повествования ("Под мотивом я разумею простейшую повество-вательную единицу". "Признак мотива — его образный, одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки" — Веселовский 1913, 11, 3). Однако, те мотивы, которые он приводит в качестве примеров, раскладываются. Если мотив есть нечто логически целое, то всякая фраза сказки дает мотив, ("у отца три сына" — мотив; "падчерица покидает дом" — мотив; "Иван борется со змеем" — мотив и т. д.). Это было бы совсем не так плохо, если бы мотивы действительно не разлагались. Это дало бы возможность составить указатель мотивов. Но вот возьмем мотив "змей похищает дочь царя", (пример не Веселовского). Этот мотив разлагается на 4 элемента, из которых каждый в отдельности может варьировать. Змей может быть заменен Кощеем, вихрем, чертом, соколом, колдуном. Похищение может быть заменено вампиризмом и различными поступками, которыми в сказке достигается исчезновение. Дочь может быть заменена сестрой, невестой, женой, матерью. Царь может быть заменен царским сыном, крестьянином, попом. Таким образом, вопреки Веселовскому, мы должны утверждать, что мотив не одночленен, не неразложим. Последняя разложимая единица как таковая не представляет собой логического целого.

Конспект конспекта! 

Опиралась на традиции культурно-исторической школы. Делилась на 2 направления: 

- ис-во отражает действительность, Н. Веселовский 

-самостоятельность исторического процесса.А Веселовский. 

Александр Веселовский 

2 периода творчества: до 80 и после (историческая поэтика). 

Задача поэтики: определить древнейшие формулы и придания. 

 

Мотив - это простейшая повествовательная единица, из которых строится универсальная схема человеческой жизни. Мотивы могут зарождаться самостоятельно. Мотив зависит от контекста. Новые мотивы осмысливаются уже в имеющемся контексте. 

Сюжет - это комбинация мотивов.Это уже акт творчества. Все зависит от автора. 

Относительно теории заимствования Веселовский считал, что мы заимствуем именно сюжеты.