« Inquisitio haereticae pravitatis», или «изучение еретической порочности», было новой процедурой, которая сложилась в средневековой правовой системе на рубеже XII и XIII веков.
Это позволяло преследовать еретиков епископами, а затем и папскими инквизиторами, то есть людьми с особым папским мандатом «подавлять ересь». В ходе этого процесса, также известного как процесс инквизиции, были рассмотрены обвинения, выдвинутые против людей, их вина была оценена и наказана.
Правила, которые применялись в «Inquisitio haereticae pravitatis», были разработаны в папских документах и синодальных уставах XIII века, они подробно обсуждают полномочия церковных судов и процедуру рассмотрения дел о ереси. Суды инквизиции обладали широким кругом полномочий, они могли обязать учреждения и людей, как мирян, так и духовенство, помогать инквизитору.
Причем инквизиторы не ограничивались в своей деятельности, они подчинялись только папе. Все это для наилучшего искоренения ереси.
Генезис процесса инквизиции
Само происхождение слова «ересь» неоднозначно, и, конечно же, это не первый раз, когда оно использовалось инквизицией. К тому же это не всегда означало что-то плохое. В дохристианский период в греческой и латинской литературе понятие ереси (греч. Hairesis, лат. Haeresis) появилось в основном смысле как «принятие для себя, выбор, предпочтение». Только Священное Писание определяет ересь в смысле, близком к инквизиторскому.
В своем первом письме св. Павел провозгласил, что должны существовать ереси для испытания силы верующих; в других еретиков призвал умалить их взгляды. Это был образ ереси, то есть взглядов, отличных от доктрины, которые были у Церкви и инквизиции. Все, что противоречило учению, нарушало каноническое право, было ересью.
Процесс инквизиции, его внешний вид, характер и надлежащее течение уходит корнями в римское право, но модель, согласно которой еретиков преследовали и приговаривали, развивалась в средние века.
Во времена Римской империи термин inquisitio появился в юридическом языке и означал сбор доказательств в судебном процессе. Правительственный чиновник, которому было поручено это задание, назывался инквизитором.
Имейте в виду, что в римском понимании оба термина и inquisitio, и inquisitor относились к гражданскому процессу. Ход этого процесса был похож на ход более позднего процесса инквизиции.
Он был разделен на два этапа. В первом из них, проходившем в органе государственной юрисдикции, анализировалось допустимость спора и принималось решение о том, какой суд вынесет решение. На этом этапе сторона обвинения должна была собрать необходимые доказательства в поддержку спора.
Интересно, что истец должен был сам собирать доказательства по делу, но в основном нанимал инквизитора. Сбор доказательств завершал первый этап. На втором этапе претор назначал судью из числа всех римских граждан, имевших соответствующую квалификацию и опыт.
Таким образом, власть судьи исходила непосредственно от претора и была ограничена только конкретным случаем. Судья заслушивал обе стороны спора, анализировал собранные и представленные ему доказательства и выносил вердикт.
Стоит отметить о так называемом законе возмездия. Он заключался в том, что в случае отклонения судьей иска как несправедливого, прокурору налагалось такое же наказание, как и обвиняемому.
Позже в империи, когда власть стала значительно более централизованной, гражданское и уголовное право претерпели глубокую трансформацию, в результате чего были созданы правовые условия, благоприятствующие новой системе правления.
В результате реформ сами риторы могли инициировать процесс «ex officio». Новые условия создали еще более похожую на более позднюю церковную модель, модель своего рода «римской инквизиции», созданную претором. Под руководством этого должностного лица, учреждение собирало доказательства вины, проводило оценку и выносило приговор.
Понравилась статья, узнал что-то нового?
Ставь лайк, оставь комментарий, подпишись на канал и поделись с другими!