Найти тему
Знаешь эту историю?

Лавкрафт. Первобытный страх.

Иногда, когда время переваливает за полночь, а сна все равно ни в одном глазу, я сижу у окна и вглядываясь в чернильную темень разлитую за окном, размышляю о разном. Например о древнейшем страхе человека перед мраком ночи. Потому что, как говорится - "Ночь темна и полна ужасов!" Или более сложно объяснимом страхом перед неизвестностью. Перед возможными опасностями.

  Как же тяжело приходилось нашим далеким предкам, не имевшим возможностей защититься от многочисленных, незаметных во мраке ночи, ужасов. Прошли тысячи лет, человек приспособился, научился защищать себя от всевозможных бед, построил теплые и надежные жилища и несколько расслабился. А вот тьма ночи, как мне думается, нисколько не изменилась.   

  Та же история с боязнью неизвестного, неизученного. Именно поэтому, дерзких исследователей и путешественников всегда было не много. Не каждый человек может переступить через эти страхи и отправиться в дальние дали просто от жажды приключений или меркантильных соображений.

 Эти изначальные страхи спасали жизни наших предков тысячи лет, не давая им сгинуть "где то там" в поисках "чего нибудь". Человек сросся с ними, и со временем и развитием цивилизации лишь ослабил. Заставил задремать на границе сознания. Но они все еще где то рядом, вросшие в самый геном, готовые заставить вас содрогнуться при малейшем признаке таящихся в темной неизвестности опасностей. Эти страхи никогда нас не покинут.

   Обычно, героями народных и авторских историй становятся персонажи, которым страх попросту неведом. Люди сокрушающие врагов одной своей верой в собственную победу. Однако, в начале двадцатого века в Соединенных Штатах Америки жил и создавал мрачные сюжеты писатель, который все делал не как остальные. Звали этого необычного джентльмена Говард Филипс Лавкрафт. И он в своем творчестве сумел рассказать истории, будоражащие воображение и те самые древние общие страхи самых разных людей со всех концов этого мира. 

Г.Ф.Лавкрафт
Г.Ф.Лавкрафт

   Говард Лавкрафт писал в основном небольшие рассказы. Есть несколько повестей, но более крупных работ нет. Сюжеты чаще всего начинаются в современную автору эпоху начала двадцатого века, но затем персонажи могут попасть как в далекое прошлое, так и в отдаленное на многие годы будущее. Либо же в миры, отстоящие на миллионы световых лет от знакомой нам Земли. Его рассказы создают причудливо закрученную, многослойную и крайне гнетущую вселенную. При первом взгляде она знакома и легко узнаваема, но при внимательном изучении ты понимаешь, что с ней что то не так. Все эти небольшие сонные городки Новой Англии словно пропитаны чем то потаенным, дремлющим, но чрезвычайно опасным. Атмосфера гнетущего и неотвратимого зла, словно ядовитый кисель, постепенно накапливается и разливается по всему повествованию. Самое необычное, что чаще всего героями его произведений становятся либо немолодые ученые с потрепанной жизнью психикой, либо наоборот очень молодые, еще мало что видевшие в жизни юноши, наследники старинных семейств с целой армией скелетов в шкафах. Эти персонажи кажется либо слишком молоды чтобы выдержать встречу с кошмарами, либо в силу богатой событиями жизни и уже слабого здоровья любое столкновение с ужасом может просто их убить. За такими героями действительно интересно наблюдать. Ну вот совершенно не супергерои.

Лавкрафт очень интересно подошел и к манипуляции страхами. Он весьма справедливо считал, что только сам читатель может представить нечто, внушающее лично ему настоящий ужас. Поэтому в большинстве его произведений все монстры описаны либо в самых общих чертах, либо вообще сравнениями с чем либо. Часто они настолько кошмарны, что персонажи при столкновении с ними почти теряют рассудок и по понятной причине едва могут что то впоследствии описать. Есть рассказы где отсутствует полноценный антагонист и герои борются с некими общими зловещими силами в виде проклятий или злого рока, преследующего персонажа либо некий предмет полученный героем. 

-3

 Все литературное наследие, оставленное Лавкрафтом, ценно уникальной вселенной из которой многие более поздние авторы черпали свое вдохновение для создания книг, фильмов и игр. Меня восхитила внутренняя стойкость его героев. Эти не всегда ментально стабильные и физически не слишком подготовленные люди проявляли огромную внутреннюю силу и упорство в их, казалось бы, обреченной борьбе с невообразимыми кошмарами.      

  Стиль рассказов несколько тяжеловесен, но не слишком. Как бы описать.. Представьте себе любой из рассказов о Шерлоке Холмсе с расследованием таинственного убийства. Только особняк будет еще мрачнее и с вереницей странных происшествий в прошлом. Дворецкий при первой же встрече выдаст психическую неуровновешенность, а к середине рассказа Ватсон таинственно пропадет посреди ночи из спальни. Несмотря на все это Шерлок с блеском раскроет дело. Виновным окажется предок нынешнего дворецкого, таинственно исчезнувший шестьсот лет назад из той же комнаты что и Ватсон. Но при этом сыщик найдет в подземной крипте лишь обглоданный скелет Ватсона и в помраченном горем и ужасом состоянии сожжет древний особняк, чтобы окончательно остановить древнее зло. Как то так. 

  Мистер Лавкрафт хоть и писал много, часто откладывал незаконченные работы в стол. Часть их была утрачена, очень многие тексты остались незаконченными. Писатель ушел из жизни достаточно рано, прожив необычную и напряженную жизнь в мрачноватом семейном доме. Очень рекомендую ознакомится с его биографией. Настоящий крайне поучительный справочник по психологии. Тут и детские травмы и недопонимание и страхи перед огромным и непонятным миром и даже недоверие к врачам, возможно и погубившее автора. Все его фобии и бесконечная мнительность конечно же отразились на творчестве.

  К сожалению, при жизни его книги не снискали большого признания. Популярность к его работам пришла более чем через двадцать лет после смерти писателя. Многие рассказы Лавкрафта были позже восстановлены и закончены по обрывкам и черновикам его другом Августом Дарлетом. Обращайте внимание на сноски в сборниках рассказов Лавкрафта. Дарлетт неплохо копирует стиль своего друга, но произведения в которых его дополнений набирается на половину текста и более, куда предсказуемей в сюжетах. Да и стиль изложения чуть беднее.

 Если вы никогда не обращались к подобным книгам или любите литературу ужасов, но прошли мимо творчества Говарда Лавкрафта я крайне настойчиво советую прочитать хотя бы пару рассказов. Они позволят испытать тревожную, но крайне необычную гамму переживаний.

  Что бы ознакомится со всей палитрой сюжетов автора в первую очередь порекомендую поискать сборники со следующими произведениями:

1) "Герберт Уэст - реаниматор." О не в меру токсичной дружбе и болезненной страсти к запретным исследованиям.

2)"Случай Чарльза Декстера Варда". О древних тайнах одной семьи способных погубить людей и в наше время.

3)"Тень над Инсмаутом" Один из лучших рассказов входящих в так называемые "Мифы К'тулху". О жутких тайнах океана и небольшого старого города на его берегу.

4)"За гранью времен" Удивительное путешествие через время и пространство. Дальше прочитайте сами. Спойлеры это преступление!

5)"Хребты Безумия" (Внимание! Это повесть и разумеется больший размер текста.) Полярное исследование приводит экспедицию к столкновению с разумом из отдаленного времени и космического пространства.

 Если знакомство с этими произведениями заинтересует вас, то у Лавкрафта есть еще много интереснейших повестей и рассказов. Я искренне завидую тем, кто только открывает для себя этого автора и его потрясающие сюжеты.

Уважаемые читатели! Если статья понравилась, поставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Новые статьи об интересных и необычных историях уже скоро!

Свои замечания, предложения и размышления излагайте в комментариях.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц