Найти тему

История с историей: в судьбе этого монастыря жизнь многих поколений

Сейчас об этом монастыре знают многие, а в девяностых, когда только начиналось восстановление монастырей, церквей, о нем знали единицы.

Чаще всего, это были туристы, которые любят сплавляться по реке Лух на байдарках, историки и краеведы.

Интересно то, что в интернете подробнейшим образом описаны события 17-19 века. Столько информации можно отыскать. Но почему-то целое столетие выпало из его истории и уместилось всего в несколько строк.

«После революции в 1923 году монастырь был закрыт. В разное время здесь располагались подсобные хозяйства, колхоз, и даже сельский клуб. Но большую часть века - воинская часть».

Возрождение из пепла

Даже о периоде с 1992 года, когда разрушенная обитель была передана Русской Православной церкви, по 2005 го год есть только скудная информация.

«Тогда же была организована и церковная община, которая на первых порах пыталась сохранить от разграбления то, что осталось за годы бесхозного владения монастырем. Первым старостой фролищевского прихода был Константин Тимофеевич Грехов.

С момента организации прихода до июля 1992 года обязанности настоятеля исполнял и духовно окормлял верующих поселка настоятель Свято-Троицкого храма села Старково священник Владимир Булатко.

В июле 1992 года настоятелем прихода был назначен иеромонах Елевферий (Кончуров).

9 июля 1994 года новый настоятель, отец Геннадий Гаврилов, привез антиминс для восстановленного храма и совершил его освящение по иерейскому чину. А 12 июля, на престольный праздник состоялась первая с 1923 года литургия. С этого дня богослужения стали регулярными.

С октября 1994 года и вплоть до открытия монастыря в 2005 году настоятелем прихода был отец Николай Большаков». И все….

Вот так выглядела Троицкая церковь: колокола сняты, пустые глазницы окон, а что внутри представить страшно.
Вот так выглядела Троицкая церковь: колокола сняты, пустые глазницы окон, а что внутри представить страшно.

А ведь жизнь в монастыре начиналась и возрождалась именно тогда.

Красавица и чудовище

Мы приехали во Флорищевский монастырь вместе с нашими нижегородскими казаками, чтобы помочь в расчистке завалов и посмотреть на это чудо света. Что скрывать, сами знаете, какое отношение у нас было к церквям и монастырям. Мы были воспитаны в духе атеизма. Помню, как во время пасхальной службы, нас заставляли отгонять от церкви ребят, школьников. Да и церквей действующих были единицы.

Ребята, казаки рассказали нам о монастыре и предложили помочь в его восстановлении. А что мы могли? Только не профессиональный труд. Подай, принеси. Вот и помогали с расчисткой завалов. Собирали битый кирпич, доски. Что сохранилось, складывали аккуратно под навесы, а мусор собирали в мешки. Его потом частично вывозили и сжигали то, что горело. Или вывозили на машинах на мусорный полигон.

Успенский собор. Ничто не говорит о том, что здесь сияли золотые купола
Успенский собор. Ничто не говорит о том, что здесь сияли золотые купола

Ребята работали с удовольствием. Тем более все это с шутками, с историями. Да и место замечательное. Вид с песчаного холма, называемого Красной горой из-за едва уловимого оттенка песка, удивительный. Живописная лесная местность, река Лух внизу, любимая туристами байдарочниками весной в половодье. Сами спускались по ней от с. Фролищи до г. Гороховца, перед которым она впадает в реку Клязьма.

По словам послушника, который работал с нами, место это выбрано не случайно.

«По преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой Красной горы, видели исходивший от нее лучезарный свет, обоняли дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни».

Богаты эти места и грибами и ягодами. Летом неоднократно ездили сюда на «кукушке» за черникой. В августе лазили по болотам за клюквой. А осенью собирали молоденькие зеленухи и серухи. Они здесь на удивление душистые и крепкие. Только песка в них много. Мыть приходится несколько раз.

Раньше, говорят, здесь водились дикие лесные пчелы, дающие уникальный душистый мед. Его собирали бортники. Об одном из них ходит много историй. Считается, что гора и село названы именно в его честь. Только вот не понятно, то ли Фрол его звали, то ли Флор. Отсюда и путаница в названиях: с. Фролищи, а монастырь – Флорищевский.

Потом нас угостили монастырским обедом, просвирками. Напоили чаем с медом, возможно, тем самым диким, хотя не помню. Но лесных пчел в тех местах не встречали.

Ездили туда несколько раз. В один из приездов послушник поведал нам о том, что в монастыре был и потайной ход, но где он никто не знает. А лазить боятся, так как слишком много обрушений. И вот на страницах интернета встречаю запись о том, что отец Сергей водил их по потайному ходу, проделанному в монастырской стене. Правда весь ход они не прошли и куда он ведет, не понятно. Так что возможно это и не легенда вовсе. Ведь известно о тайных ходах, которые были во многих монастырях.

Интересно было наблюдать, как меняется облик монастыря. До полного восстановления было еще далеко, но территория монастыря приобретала божеский вид.

Жемчужина Нижегородского края

Сегодня Флорищева пустынь – это действующий мужской монастырь, и одновременно памятник архитектуры федерального значения, объект со славной, без малого 400-летней историей. Пустынями в былые времена называли безлюдные, глухие места. Тогда в 17 веке это было действительно так. Поселений никаких на десяток километров. Бездорожье, глухие городецкие леса, удаленные от торговых путей и малопосещаемые.

В созвездии старейших святилищ православия этому красавцу-комплексу принадлежит исключительное место, так как находится он в точке схождения земель Нижегородских с соседними Ивановской и Владимирской областями. В живописных Городецких лесах над синей гладью, будто пришедших из славянских легенд озерной страны.

Божественная красота и умиротворенность
Божественная красота и умиротворенность

С тех пор в пустыне ни разу не была. Но фотографии в интернете впечатляют. И это сильно отличается от того, что видели мы тогда.

Результаты трудов современных художников-реставраторов поражают. Особенно храмы и церкви, приобретшие первозданный вид и необыкновенную красоту.

· Успенский собор Пресвятой Богородицы – многоярусный, о пяти главах, правильной кубической формы, с западным и восточным порталами.

· Церкви:

а) Троицы Живоначальной с несколькими пристройками;

б) въездная надвратная апп. Петра, Павла и Ефрема Сирина;

в) преподобных иноков-подвижников Савватия и Зосимы Соловецких.

· Белоснежная 49-метровая колокольня с часами-курантами под пирамидальной верхушкой, увенчанной золотистой маковицей.

Глядя на всю эту красоту, приятно ощущать себя частицей истории. Ведь и мы с ребятами внесли в восстановление монастыря свой посильный труд и душу.

А что вы ощущаете, глядя на эту первозданную, божественную красоту?

Подписывайтесь на канал, у меня для вас много интересных рассказов.