Найти тему

Почему педагогу нельзя пропускать занятия. Как работал Лев Иванов

Рассказывает Дмитрий Тупицын, организатор фестиваля "Cello-FEST" памяти учителя, выдающегося музыканта Льва Владимировича Иванова.

Дмитрий Тупицын, преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов СГК имени Л. В. Собинова
Дмитрий Тупицын, преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов СГК имени Л. В. Собинова

А. Антонов: Дмитрий, в этом сезоне частью концертной жизни Саратова является организованный тобою виолончельный фестиваль. Первый концерт, ставший зачином фестиваля, прошёл 26 сентября в Радищевском музее. Почему именно там?

ДТ: Фестиваль организован не только мной. Среди бывших студентов Льва Владимировича и людей, работавших с ним, давно созревала эта идея. Радищевский музей является партнёром консерватории и его сотрудники любезно пошли нам навстречу, благодаря чему стало возможным провести наш концерт-открытие фестиваля в нынешней обстановке - при небольшом количестве слушателей, конечно же.

К моменту опубликования данного материала, фестиваль "Cello-FEST" насчитывает уже 3 состоявшихся концерта, включая концерт 26 сентября в Радищевском музее
К моменту опубликования данного материала, фестиваль "Cello-FEST" насчитывает уже 3 состоявшихся концерта, включая концерт 26 сентября в Радищевском музее

АА: Несколько слов о фестивале.

ДТ: Мы позволили себе взять за основу структуру нейгаузовского фестиваля, который проходит в нашем городе. Он длится на протяжении сезона. Посоветовавшись с рядом компетентных людей, мы остановились на похожем варианте: серия концертов в течение сезона (2020/2021). Есть планы вовлечь в орбиту фестиваля и другие городские заведения культуры; по возможности, привлечь также разнообразную аудиторию: планируются концерты и для подрастающего поколения. А также, в рамках фестиваля планируется презентация книги о Льве Владимировиче, её готовит кандидат искусствоведения Эвелина Эдуардовна Зорина. Составляя программу фестиваля, мы исходили из следующего: должны звучать произведения, которые исполнял Лев Владимирович; затем произведения Петра Ильича Чайковского, так как в этом году отмечался его юбилей; подчеркну, что хотелось бы охватить не только академические, но и другие жанры: джаз или даже электронику, почему нет... Ведь интересны же новые сферы! Хочется, чтобы виолончель проявила себя как можно шире.

АА: Я послушал запись выступления Льва Владимировича, где он играет Рахманинова с Михаилом Леонидовичем Преображенским. Она выложена в 480р, отчего звук и картинка не столь хороши. Но это в лишний раз подтвердило мою убеждённость, что настоящего музыканта слышно через любую запись. Поразительное исполнение Рахманинова. Совершенно без напряга и пафоса. Это именно тот случай, когда человек выходит на сцену ЖИТЬ. На записи он уже в возрасте, который дополнительно усиливает воздействие. Я не мог оторваться от экрана. Слушал и не хотел, чтобы это останавливалось. А он играет совсем небольшое произведение! но владение инструментом, музыкальной тканью, умение её варьировать такие, что не создаётся ощущения, будто прелюдия - давным-давно заигранная им пьеса, где все приёмы заранее известны и ему, и публике.

Лев Владимирович Иванов и Мстислав Леопольдович Ростропович
Лев Владимирович Иванов и Мстислав Леопольдович Ростропович

ДТ: Золотые слова.

АА: Знаешь, какую ситуацию мне это напомнило. В своё время, в середине нулевых, когда мы учились в консерватории, я ещё смотрел телевизор. Интернет ещё только-только набирал, по сути, свои обороты в масштабах общества. Высокоскоростной был редкостью. А уж Инет с классической музыкой... о нём вообще и говорить-то особо не приходилось. Мы даже книги заказывали в издательствах через письма, отправленные почтой.

Так заказывались мной книги из Москвы во время обучения в Саратовской консерватории
Так заказывались мной книги из Москвы во время обучения в Саратовской консерватории

АА: Значительная часть музыкального просвещения тогда обеспечивалась телеканалом "Культура". Когда были передачи с дирижёром Геннадием Рождественским, где он рассказывал о забавных случаях из своей биографии (в Швеции, Великобритании), мы с друзьями (не музыкантами) собирались у экрана и с удовольствием смотрели... И был такой момент, что транслировали выступление Элисо Константиновны Вирсаладзе в Большом зале Московской консерватории. Если мне память не изменяет, она играла Баха. Показывали ночью, глубоко за 00:00. В соседней комнате отдыхали родители. Я послушал, выключил телевизор и лёг спать. А папа на следующий день говорит: "Слушай, у меня такое ощущение было, что я нахожусь где-то в зале. Как это возможно? Кто это играл?" Я ему сказал, что Вирсаладзе. Мы тогда с ним удивлялись, как может передаться через экран такая выразительность, именно духовно настолько убедительно, что интерпретация изменяет состояние слушателя. Это сила исполнительства. Вот запись Рахманинова по своему воздействию, думаю, такая же. Такие первые впечатления от его исполнения. Как бы ты прокомментировал то, что сейчас услышал? Ты его ученик.

ДТ: Я могу только порадоваться, что услышал настолько искренний отзыв о творчестве Льва Владимировича!

Лев Владимирович Иванов (1937 - 2015), Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Саратовской консерватории. После окончания СГК имени Л. В. Собинова по классу виолончели у профессора Н. Э. Цеделера Лев Владимирович Иванов закончил аспирантуру при МГК имени П. И. Чайковского, сначала в классе С. Н. Кнушевицкого, а потом М. Л. Ростроповича. Преподавал в Саратовской консерватории с 1964 года
Лев Владимирович Иванов (1937 - 2015), Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Саратовской консерватории. После окончания СГК имени Л. В. Собинова по классу виолончели у профессора Н. Э. Цеделера Лев Владимирович Иванов закончил аспирантуру при МГК имени П. И. Чайковского, сначала в классе С. Н. Кнушевицкого, а потом М. Л. Ростроповича. Преподавал в Саратовской консерватории с 1964 года

АА: На протяжении твоего обучения насколько он сумел быть стабильным в своём служении искусству?

ДТ: ВСЕГДА, сколько я его помню. И в педагогике, и в исполнительстве, и в репетициях он был, что называется, рыцарем музыки. Он будоражил нас, наши мысли, эмоции. Лев Владимирович мог иногда психологически надавить, мог и поиронизировать так, что было порой даже не по себе, но всегда это служило главной цели – более совершенной игре на виолончели. Он старался включить ученика в процесс осмысленного обучения, принципом интерактивности стимулировались фантазия и чутьё. И он сам включался в эту живую игру. Причём, Лев Владимирович обладал неординарным чувством юмора, что тоже шло на пользу!

-6

АА: Меня интересует время, проводимое им с учеником. Если мы попробуем буквально поминутно установить, сколько мог длиться урок?

ДТ: Лев Владимирович, естественно, не мог не следовать установленным порядкам. Если положено заниматься в течение академического часа, то так тому и быть. Однако бывали моменты, когда он превышал положенный лимит, делал уроки более продолжительными. Конечно в том случае, если видел живой отклик и перспективы ученика. Со студентами, тщательно занимавшимися дома, он готов был тратить своё время свыше отведённого. Ему самому это было интересно, он всегда был готов пойти навстречу. Тем не менее, надо отдать ему должное, Лев Владимирович вкладывал силы во всех своих студентов ради достижения результата.

-7

АА: А наполнение урока?

ДТ: Что именно?

АА: Бывают же педагоги, которые начнут стихи читать, в поэзию ударяться... Это в определённых случаях может повлиять хорошо, в других случаях уводит от сути. Анатолий Иосифович Катц на занятиях со мной не углублялся в какие-то высокохудожественные образы, что где-то здесь кто-то летает по небу и т.д. Он мог сказать, например, что если какой-то музыкальный эпизод повторяется 2 раза подряд на аккорд, который способствует переходу из одного раздела в другой, то второй раз надо по-другому. Но как? Как по-другому сыграть второй раз аккорд? А он показывал. Вот пример.

Эпизод "Фантазии" Фридерика Шопена, opus 49. Момент перехода из пролога ко вступлению
Эпизод "Фантазии" Фридерика Шопена, opus 49. Момент перехода из пролога ко вступлению

АА: Шопен, "Фантазия": посреди всей аккордовой фактуры надо выделить одну из нот в правой руке резким акцентом. Это поднимает напряжение, буквально наэлектризовывает атмосферу перехода в другой раздел. Простое замечание - делать всё то же самое, только второй раз ре бемоль на акценте. Всё. И переход получался интереснее. Вот что, на мой взгляд, является настоящим преподаванием специальности, когда ты чётко понимаешь, что нужно сделать по замечанию педагога и это получается.

-9

ДТ: Понял. Технической стороне игры на инструменте Лев Владимирович уделял достаточно большое внимание. Он к этому очень серьёзно относился! Как к залогу мастерства. Был скрупулёзен и требователен. А когда дело доходило до работы над художественной стороной, в ход сразу шли его нестандартные образные сравнения и аналогии. На начальном этапе он всегда старался объяснить суть простыми и понятными любому словами, бывало даже и бытового плана.

ДТ: Так как виолончель обладает существенными тембровыми возможностями, особое внимание впоследствии уделялось разнообразию исполнительских красок. Зачастую раскрыть заложенное композитором содержание помогали советы Льва Владимировича, скажем так, из житейского опыта: он рассказывал о том, что было прочувствовано им самим.

-10

ДТ: Он умел делать акцент на, казалось бы, незначимом! На том, чему при разборе, предположим, я сам и не уделил бы внимания. Он как бы расшифровывал детали, благодаря которым тот или иной эпизод приобретал завершённость, а позже — и всё произведение в целом. И всегда настаивал, чтобы мы учились мыслить самостоятельно.

Слева на фото Александр Львович Иванов, сын Льва Владимировича Иванова
Слева на фото Александр Львович Иванов, сын Льва Владимировича Иванова

ДТ: Кроме того, внимание сосредотачивалось и на контакте с роялем, с концертмейстером, установке не условного, а настоящего исполнительского живого общения и взаимодействия.

-12

АА: Случается, учителя, чтобы побольше времени отдыхать, говорят ученику, когда он к ним приходит на первых курсах, что у меня сейчас дипломники в приоритете, занимаюсь больше с ними. А когда тот же студент доходит до 5 курса, то ему говорят знаешь у меня 1 курс, им надо уделить время.

ДТ: Он никогда так не говорил! На моей памяти Лев Владимирович никогда не позволял себе сказать человеку, что вот я сейчас занимаюсь с этим, а ты подожди-ка. Но зато он просил: "Если ты не готов, то лучше не приходи". Вот это я помню совершенно отчётливо. Думаю, это справедливо. Хочется же тратить время на учеников, желающих чему-то научиться, правда? Но, в конце концов, довести до должного уровня он старался всех. Это личная и педагогическая честь: раз студент к тебе пришёл, надо, чтобы он чего-то добился. Он старался не пропускать занятия, чтобы двигаться от урока к уроку, так как понимал, что пропущенные уроки будет сложнее потом наверстать ему же, как педагогу.

АА: Ты часто ходил на его концерты?

ДТ: Да, часто. И почти с самого детства. Кстати, в своё время он организовал фестиваль "Лев Иванов приглашает", который также шёл на протяжении сезона. Хочется верить, что наш фестиваль может стать продолжением его традиций.

Материал подготовил Аслан Антонов. Фото: личный архив семьи Льва Владимировича Иванова, Аслан Антонов