Найти тему
Portraiser Art

Бестия или мудрец? Ведьмы в искусстве

Как показать дикую яростную природу женщины? Как отобразить прерии, которые она носит в себе, эту бушующую энергию, готовую вырваться в любой момент? Ее можно спрятать, но нельзя подавить. Это как попытаться скрыть огонь в бумажном мешке. Удалось ли художникам поймать этот момент через творчество?

Один из вариантов – через образ колдуньи. Некий стереотип в изображении ведьм задал Дюрер, они у него либо голые и развратные, либо злобные и на козле. Так и рисовали долгое время, потом еще Брейгель добавил в экспозицию тему котла на огне. Этот ведьминский образ прочно закрепился в искусстве, хоть были и редкие смельчаки, кто видел в колдуньях некоторые проблески интеллекта и любопытства. Например, Бартоломео Гвидобоно, итальянский специалист по ангелам и божественным сценам, который изобразил свою ведьму как игривое существо, ангельское и обворожительное. Интересно, что он написал эту картину в 1690 году, когда в Европе еще вовсю жгли и топили за связи с неизведанным.

«Колдунья», Бартоломео Гвидобоно (1690)
«Колдунья», Бартоломео Гвидобоно (1690)

Ведьмы в те времена – это то, что ассоциируется с темными силами, демонами, с чем угодно, только не с внутренним миром людей. Первый звоночек на тему «в нас всех это есть» поступает в конце XVIII века. Швейцарский художник Генри Фюзели вскрывает запретную для искусства область ночных страхов. Он сажает на женщин инкубов – совращающих демонов, и тем самым показывает, как выглядит подавленное желание и страх перед ним. Фюзеля считали то ли гением, то ли безумцем, но он явно был «на волне». Репродукция одной из его картин висела в приемной Зигмунда Фрейда.

«Тишина», Генри Фюзели (1799–1801)
«Тишина», Генри Фюзели (1799–1801)
«Безумная Кейт», Генри Фюзели (1806)
«Безумная Кейт», Генри Фюзели (1806)

Большой шаг в сторону взгляда на женщину как на существо многосложное и многодивное сделали прерафаэлиты. Они вскрыли в ней варварское, звериное начало. Одним из воспевателей этого нового взгляда на женский мир становится Фредерик Сэндис. Его женщины взбалмошные, страстные, роковые, чувственные, чаще всего, с рыжими волосами, такие бестии в прямом смысле.

Данте Габриел Росетти тоже часто пишет рыжеволосых женщин, а кроме того, в его работах активно присутствует идея о красоте женской души. На картине «Сивилла Палмифера» изображена пророчица, в руках у которой пальмовый лист, символ духовного начала. Мы видим спокойное светлое лицо, выражающее духовную красоту. Почти для всех картин ему позировала Алекса Уайлдинг, о которой ассистент Россетти, Данн, писал: «У нее было очаровательное лицо, полное неподвижного, мягкого, мистического покоя... Но за ее внешне безмятежной наружностью скрывается глубокий колодец чувств...»

«Тень на любви», Фредерик Сэндис (1867)
«Тень на любви», Фредерик Сэндис (1867)
«Сивилла Палмифера», Данте Габриэль Россетти (1866–1870)
«Сивилла Палмифера», Данте Габриэль Россетти (1866–1870)

И ведь правда – чем отличается ведьма от ведуньи, колдунья от целительницы? Целители невозмутимы. Это люди, которые углубляются в изучение тончайшей взаимосвязи вещей и выходят за рамки собственных эмоций к коллективному бессознательному. Они проводники.

Сейчас мы все немного ведьмы, мы покупаем травы и снадобья, которыми поддерживаем жизненную силу и регулируем внутренние процессы. Мы занимаемся йогой, носим платья, танцуем с распущенными волосами и самыми разными способами проявляем свою архетипическую натуру. Ведь внутри мы дикие и чувственные духовные бестии, которые знают, что всякая эмоция может быть страшным зверем, а может быть добрым помощником – вопрос в том, как мы ее воспримем.

Иллюстрация Александры Дворниковой
Иллюстрация Александры Дворниковой
Иллюстрация Александры Дворниковой
Иллюстрация Александры Дворниковой