Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь – первая женская обитель, появившаяся на Дальнем Востоке в 1899 году.
Основательница монастыря – игумения Павла (Трегубова) прошла непростой и долгий иноческий путь послушания, была строительницей и настоятельницей женской обители в Чите, после чего получила благословение на основание женского монастыря в Южно-Уссурийском крае.
Параскева Николаевна Трегубова – так звали в миру будущую игумению Павлу – родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. С юности она решила посвятить себя служению Богу. Двадцати четырех лет, в 1854 году, Параскева поступила в Христово-Рождественский Слободской женский монастырь, и с первых дней своего вступления на иноческий путь уже могла быть примером подвижнической жизни. 14 октября 1865 года она была пострижена в рясофор с наречением имени Парфении, а 23 апреля 1866 года приняла монашеский постриг с именем Павлы.
Из тридцати лет, которые мать Павла прожила в Слободском монастыре, двадцать лет она несла многотрудное, а порой и многоскорбное послушание по сбору добровольных пожертвований в пользу монастыря – в основном, в Петербурге и в Москве. В то время, когда умы людей уже захватывало неверие, ей во время выезда на послушание приходилось терпеть большую нужду. Обходя дома со сборной книгой, она получала множество насмешек и оскорблений. Кто знает, сколько боли, душевной и физической, перенесла она, с терпением и молитвой неся возложенное на нее послушание. Но имея крепкий внутренний фундамент веры, уповая во всем на Бога, она из года в год, изо дня в день без слова ропота и с полной решимостью шла по монашескому пути отсечения своей воли. В числе первых российских монахинь-сборщиц монахиня Павла отправилась за пожертвованиями и в Сибирь.
В 1884 году она по благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Вениамина (Благонравова) устроила женский монастырь в Чите. А спустя несколько лет, 23 июня 1899 года, игумения Павла с сопровождающими ее шестнадцатью сестрами отправилась строить новую обитель на Дальний Восток, в только что созданную самостоятельную Владивостокскую и Камчатскую епархию.
Игумения Павла сама выбрала место для будущей обители – в 11 верстах от города Никольск-Уссурийский, в лесу, с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900 года на этом месте был отслужен молебен на создание монастыря и поставлен поклонный крест. К весне был выстроен барак, где поселились сестры. 20 мая 1900 года протоиерей Павел Мичурин совершил закладку храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно начали постройку двух жилых домов.
Нелегко было создавать новую обитель: сестры сами возили воду, по горам собирали валежник для печей и переносили его домой, ночью сами караулили монастырь. Но, несмотря ни на что, поддерживаемые своей настоятельницей, ставшей им поистине матерью, они шаг за шагом созидали обитель материальную, ни на минуту не забывая и об обители духовной, не оставляя ни общую, ни келейную молитву. С каждым днем число сестер умножалось и достигло шестидесяти человек.
16 января 1901 года новый храм был освящен. С открытием храма сюда стали прибывать многочисленные паломники – из Никольск-Уссурийского, из ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Манчжурии, Хабаровска, Владивостока.
Понимая миссионерское значение обители, игумения Павла открыла при монастыре странноприимный дом и школу для монастырских воспитанниц и детей из близлежащих сел. На монастырском подворье была построена женская церковно-приходская школа.
Настоятельница особо заботилась о насельницах монастыря. 21 мая 1902 года было начато строительство нового корпуса. Дом, в котором раньше жила игумения Павла с сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где насельницы занимались разнообразной вышивкой, в том числе золотом, шитьем богослужебных облачений, верхней одежды и белья; сами шили для себя обувь. Сестры также занимались огородничеством, ухаживали за пчелами, за птицей, трудились на скотном дворе и на кухне.
Духовно окормляли сестер монахи из Свято-Троицкого мужского монастыря, в уставе которого соединялись афонская и валаамская духовные традиции. На этой основе была построена и жизнь Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря.
Отдавая все силы на устройство обители и заботу о ее насельницах, игумения Павла часто болела, но ни словом, ни видом не показывала своего недомогания. С терпением и кротостью переносила матушка игумения жестокие боли, вызываемые раком желудка. 1 марта 1909 на 79 году жизни игумения Павла мирно отошла ко Господу. Она скончалась во время чтения акафиста Архангелу Михаилу.
Во время гражданской войны и гонений на Православную Церковь Рождество-Богородицкий монастырь разделил участь большинства русских обителей; после 1923 года он был закрыт и передан воинской части под клуб. И только в 1993 году власти возвратили Владивостокско-Приморской епархии разоренный монастырь с остатками сохранившихся строений. В июне 2003 года были найдены место фундамента разрушенного храма и склеп с погребением первой настоятельницы обители.
Жизнь в монастыре, настоятельницей которого ныне является игумения Варвара (Волгина), постепенно возрождается. Восстановлен храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, где совершается богослужение. Сестры стремятся к исполнению прежде действовавшего здесь валаамского устава. Как и много лет назад, насельницы приходят на могилу первой настоятельницы, открывая ей свою душу, прося заступления перед Престолом Божием и помощи в нелегких трудах по воссозданию былого облика обители и прославившего ее высокого духовного устроения.
Подробнее познакомиться с историей первого женского монастыря на Дальнем Востоке можно на нашем портале «Монастырский вестник» в материале: «Сила духа и твердость веры».
Рекомендуем другие публикации нашего канала:
Матушка Нонна (Багаева) - первая игумения из Северной Осетии
Ве́нев монастырь: о чём может рассказать история древней обители
«Иди в Оптину!»: как преподобный Сергий иеродиакона Илиодора благословил