Обри Бердслей - художник, которого у нас очень долго "не было". Даже в фундаментальной "Истории искусств" - лишь краткое упоминание и два рисунка. Почему?
"Декадент безыдейный, "искусство для искусства", и вообще... подозрительной он ориентации, если друг и личный иллюстратор Оскара Уальда!"
Но когда в 1990 году (и ста лет не прошло) у нас был издан альбом Бердслея - среди художников (и не только) его сочли одним из символов нового мышления, новой эпохи. Потому, что ЧУДО. Такой графики, как у этого английского мальчика, не было ни до, ни после.
Сын ювелира и учительницы, он родился в 1872 году, и уже в четыре года начал читать, играть на пианино, рисовать... чуть позже - писать стихи. Вундеркинд...
Казалось, блестящая карьера музыканта обеспечена: с одиннадцати лет - концерты, публикации стихов, участие в спектаклях. Но всё оборвалось в семнадцать - наследственный туберкулёз!
И Обри сосредоточился на одном занятии, самом любимом - рисовании.
Если человек никогда не учился рисовать - казалось бы, его судьба - остаться любителем? Автором дружеских шаржей и книжных виньеток? При жизни Бердслея так и воспринимали. Книжный иллюстратор, не более...
"Смерть Артура" - его ранняя работа. Хоть и странно говорить о раннем периоде творчества художника, прожившего всего 25 лет, но артуровский цикл - это ещё "не совсем Бердслей", проба пера.
Автору здесь 18 - 19 лет:
А творческая зрелость не заставила себя ждать. "Саломея" - цикл иллюстраций к пьесе Оскара Уальда. Непостижимое совершенство линии.
А вот рисунки к пьесе "Лисистрата" - почти все "18+". И как было не дать волю фантазии, если пьеса Аристофана такая... озорная?
Афинянки поклялись, что ни один из их мужей не получит ... ничего, пока не закончат никому не нужную войну. И, чтобы ни одна из заговорщиц не отступилась, Лисистрата предложила запереться в Акрополе - неприступная крепость! И как же мужья пытались, правдами и неправдами, проникнуть в цитадель!
И тут же - рождественские открытки. Такой вот нетрадиционный Санта Клаус:
Трудно выбрать самое - самое: рисунков ТЫСЯЧИ!
Несколько автопортретов Бердслея - не столько стремление запечатлеть свой облик для потомства, сколько создание имиджа. Дитя декаданса!
Порочное дитя - потому, что порок стал модой. Никто не должен был догадываться, что для реальных "пороков" у автора здоровья не было.
Но даже тогда, когда не осталось надежды, он надеялся умереть... хотя бы завтра. Не сегодня. Последний автопортрет - сколько в нём самоиронии! Подпись: Не все чудовища водятся в Африке.
А разглядеть это "чудовище" непросто: под одеяло закопался.
А ведь потеря для человечества, сравнимая с потерей Лермонтова. На взлёте.