Продолжение, предыдущая глава здесь
Виктор Ильич Алексеев:
- Ленинградская спортивная школа общества «Зенит» была создана в 1936 году… Не раз школе грозило закрытие, неоднократно ставились под сомнение некоторые педагогические принципы, которые были положены нами в основу нашей деятельности. Но все это осталось позади.
Мы накопили немалый опыт педагогической работы.
Что же главное?
Не будет преувеличением сказать, что главное для нас, тренеров школы «Зенит», - это воспитание спортсмена. Нельзя работать серьезно над спортивным совершенствованием своих учеников, если они не дисциплинированы, не умеют вести себя в коллективе, не требовательны к себе и к товарищам.
Есть еще тренеры, которые забывают, что их обязанность – помочь своему ученику стать настоящим советским человеком – трудолюбивым, честным, настойчивым и что добиться успеха в спорте может только тот, кто воспитал в себе эти качества. Обычно такие тренеры ограничивают свою деятельность спортивным залом и стадионом, видят своего ученика только на тренировках.
Бывает, что воспитанники этих тренеров одерживают на соревнованиях победы, становятся даже чемпионами. Но их успехи в большинстве случаев кратковременны, и тренеру приходится расплачиваться за односторонность своей работы. Его ученик нередко растет сперва маленьким, а потом и большим эгоистом. Контакт тренера с учеником скоро нарушается. В их отношениях нет любви и привязанности, а часто и взаимного уважения.
…Несколько слов о поведении тренера. Известно, что воспитатель должен быть во всем образцом для своих учеников. Нельзя учить правдивости, а самому говорить неправду, требовать дисциплины, а самому опаздывать на занятия, доказывать вред курения и курить самому.
По мелочам и крупинкам складывается авторитет тренера. Часто так легко испортить все дело, допустив несколько незначительных на первый взгляд промахов. Вот, например, ученик задает вам какой-нибудь вопрос, а вы не можете на него ответить. Как поступить в этом случае? Сказать неправду – это непростительная ошибка, за которую придется потом горько расплачиваться. В таких случаях надо честно признаться, что затрудняешься ответить на этот вопрос сейчас, дашь ответ завтра.
Свое обещание всегда надо выполнять.
Воспитательную работу со своими учениками мы начинаем с момента их поступления в спортивную школу. Уже на первых занятиях они привыкают относиться с уважением к коллективу, быть дисциплинированными, приобретают простейшие трудовые навыки. Проходит два-три занятия, и новичок уже знает, что если он опоздал, то встать в строй без разрешения нельзя, что надо пунктуально выполнять все задания тренера, быть аккуратно одетым, готовить место для занятий, убирать после себя снаряды.
Огромную роль в этой воспитательной работе играет сам коллектив. Новичок внимательно присматривается к новой для него обстановке, к товарищам и старается подражать всему, что он видит. Если коллектив крепкий, дружный, то роль тренера сводится к тому, чтобы незаметно направлять, контролировать воздействие коллектива на новичка.
Дети бывают разные. Некоторые слишком застенчивы, обидчивы, другие чрезмерно избалованы, эгоистичны. Нужно помнить об этих индивидуальных особенностях. Если часто повторять ребенку: «Ты грязнуля», «Ты невнимателен», - он может серьезно обидеться, замкнуться в себе. Нужно, чтобы ученик сам понял, что он не прав.
Вот пример. Как-то раз я сказал одной новенькой девочке: «Убери набивные мячи». «Я сделаю это потом», - ответила она. Я не стал настаивать, а обратился к другой ученице: «Трофимова, убери мячи». Трофимова быстро выполнила задание. Новенькой девочке я не сказал больше ни слова, но с тех пор она всегда немедленно выполняла мои поручения.
Поступившие в нашу школу должны выполнять сравнительно большую тренировочную работу. Мы стараемся, чтобы дети поняли, что только такая работа дает результаты. Однако если подросток или юноша не будет видеть этих результатов, то скоро у него пропадает интерес к занятиям. Поэтому мы пользуемся контрольными нормативами, которые имеет каждый ученик. Он стремится выполнить их и, постепенно, как бы поднимаясь со ступеньки на ступеньку, привыкает ценить свой труд, сознательно относиться к тренировке.
Иногда бывает, что, несмотря на большой труд, успехи ученика ничтожны. Достижения молодого спортсмена не растут, он перестает верить в свои силы, теряет интерес к тренировкам. Вот здесь особенно велика роль тренера, который должен найти причины неудач. Порой сделать это бывает нелегко.
Такой случай был у нас с олимпийской чемпионкой Тамарой Тышкевич. Одно время в толкании ядра она остановилась на результате 11 м и перестала прогрессировать. Так продолжалось почти два года. Я решил, что верный путь – это временно отказаться от интенсивной тренировки в метаниях и попытаться приобрести недостающие качества с помощью других видов легкой атлетики. Тамара стала прыгать в высоту и бегать на короткие дистанции. Это оказалось правильным, и через некоторое время она снова двинулась вперед в толкании ядра.
Так, постепенно, на основе сознательного отношения к тренировкам и личной заинтересованности, мы воспитываем у молодежи умение трудиться, привычку ценить свою спортивную работу.
Параллельно с этим идет и воспитание трудовых навыков. У нас нет белоручек, спортсменов, которые приходили бы на стадион с претензиями: «Почему дорожка плохая? Почему не вскопали яму для прыжков?»
В 1955 году лучшие воспитанники школы ездили в Сталинабад с заданием – помочь Таджикской республике подготовиться к Спартакиаде народов СССР. Нужно было проводить тренировки и соревнования на местном стадионе, который был в плохом состоянии. Мы не стали ждать рабочих. Ребята взяли в руки лопаты, грабли и сами привели места для соревнований в порядок.
Продолжение следует...
- Предыдущая глава
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!