Найти в Дзене
владимир рекшан

Поиски прошедшего времени - Возвращение олимпийцев из Мельбурна

Оглавление

Продолжение, предыдущая глава здесь

14 декабря 1956 года теплоход «Грузия» со спортсменами социалистических стран покинул Мельбурн. Вот пример, какой благостной рисовалась картина возвращения в изданиях того времени:

«Пассажиры – советские спортсмены и их друзья из стран народной демократии – хорошо спелись. И, хотя иные голоса были слабоваты, а иные грубоваты, можно с уверенностью сказать, что такой веселый и дружный интернациональный хор еще ни разу не звучал в тропиках…

Когда корабль пересекает экватор, его встречает легендарный владыка морских путешествий – Нептун. Для предстоящей церемонии морскому богу нужны были помощники – стража – и не какие-нибудь легковесы, а толкатель ядра Иржи Скобла или метатель молота Михаил Кривоносов…

До темноты продолжался веселый карнавал».(Л. Никольский, С. Снежин, «Мы ждем тебя на старт», Детгиз, 1957)

Досуг на «Грузии» проходил разнообразно. Периодически над кораблем пролетали военные самолеты США. Двадцатилетнего Анатолия Михайлова разыграли старшие товарищи. Когда он появился в каюте, у него озабоченно спросили - получил ли он автомат? Всем, мол, давно уже выдали. Анатолия отправили к высшему партийному руководителю делегации, который был изумлен и даже возмущен появлением спортсмена из Ленинграда с желанием получить оружие. Но то, что молодой человек поддался на розыгрыш, говорит об ощущении надвигающейся войны, охватившем многих (при недавней встрече Анатолий Аркадьевич поведал мне, что поход за автоматом – придуманный тогда кем-то анекдот). Имелась и еще одна идеологическая неприятность: половина венгерских олимпийцев попросила в Австралии политического убежища.

Виктор Ильич любил рассказывать поучительные истории. Он много поездил в своей жизни, но особенно Алексеева поразил и даже восхитил Китай. Европейским, пусть и русским, умом этого не понять. Советские олимпийцы оказалась в Китае после Мельбурна во времена тотальной, воистину всенародной гимнастической подготовки тамошних граждан. Однажды делегация ехала в поезде и, в определенный час, все пассажиры плюс проводники, даже старики и старушки, начали делать гимнастику. Серьезно, добросовестно и с душевной отдачей. Поезд ехал степью. Алексеев увидел, как стрелочник возле одинокой фанерной будки наклоняется и приседает, не глядя на проносящийся состав.

В Пекине советскую делегацию разместили в гостинице при стадионе, а в один из дней Алексеева попросили провести показательную тренировку с китайскими спортсменами. Алексеев провел с удовольствием. В конце тренировки он показал двум жилистым рослым китайцам имитационные упражнения для метания копья, упражнения на технику, когда само копье заменяет покрышка от волейбольного мяча. Алексеев ушел со стадиона, делегацию отвезли на радио, еще куда-то, они вернулись поздно. Проходя через стадион, он увидел тех двух жилистых рослых китайцев, продолжавших делать упражнения и чуть живых от усталости. “Уходя, - пояснил мне Алексеев, - я не сказал, сколько делать, и они умерли б, наверное, но не остановились бы без приказа”.

Изумительный случай произошел с другим членом делегации, молотобойцем Кривоносовым. После показательных выступлений, вызвавших восторг у зрителей, у молотобойца спросили, нравится ли ему стадион. Тот сказал, что нравится - только под Киевом лучше, зелень такая сочная, глаза, глядя на траву, отдыхают. Китайские товарищи понимающе кивнули. На следующий день площадка для метания, сто на пятьдесят метров, была выложена дерном - так пожелал русский товарищ. Всего-то несколько сотен человек бросили резать, везти, укладывать дерн!

Виктор Ильич любил приводить китайцев в пример, хваля их трудолюбие.

После успешного выступления воспитанников Виктора Ильича в Мельбурне и присвоения ему звания «Заслуженного тренера СССР» под первым номером, авторитет Шефа стал непоколебимым. Его, понятное дело, предстояло каждый раз подтверждать результатами учеников Школы. Но с этим пока проблем не возникало. Хотя Алексеев не был публичным человеком и, когда удавалось, готовил свою группу в стороне от московских спортивных руководителей, предпочитая добиваться признания результатами, а не дружбой с «нужными» начальниками, новый социальный статус обязывал иногда высказываться печатно. В 1957 году журнал «Легкая атлетика» опубликовал статью Виктора Ильича, в которой он делится своими взглядами на работу тренера.

Если убрать некоторые специфические словесные обороты, присущие советскому времени, то перед нами предстает почти буддийская система, как в популярных теперь школах восточных единоборств выстраиваются взаимоотношения между учеником и учителем.

Имеет смысл предоставить слово самому герою данной книги. Что я и сделаю в следующей статье.

Продолжение следует...

  • Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!