Привет, читатель! Еще немного крутых сериалов:
Плохо сломанный - сериал "Во все тяжкие"
Жизнь на районе - сериал "Бесстыжие"
Пора домой - сериал "Сверхъестественное"
Роман Роберта Блоха мочалили довольно долго - к культовому фильму Хичкока пытались прилепить несколько бестолковых сиквелов, ремейков и один сериальный пилот. Эпоха сериализма позволила наконец вдохнуть в эту мощную историю жизнь - так появился "Мотель Бейтса" - пятисезонный триллер, вобравший в себя лучшее из оригинала, но не лишенный новых изящных идей.
На главные роли были приглашены Вера Фармига (Норма Бейтс) и Фредди Хаймор (Норман Бейтс). Первая будто создана для роли чрезмерно заботливой, жесткой, утонченной и глубоко травмированной матери, а у второго талант по воплощению на экране разнообразных психических отклонений. Шоураннером значится Карлтон Кьюз, ранее принимавший участие в создании сериала "Остаться в живых", поэтому в первом сезоне "Мотеля" можно обнаружить несколько заботливо оставленных пасхалок.
Первое, что нужно знать о "Мотеле" - 1-4 его сезоны - это приквел к известной истории Хичкока. Повествование начинается с момента переезда и покупки Нормой мотеля и дома в провинциальном городишке Вайт-Пайн Бэй. Очевидно, что такая сделка - результат бегства от чего-то неприятного, и это так. Норма вдова, а гибель ее мужа явно окутана мутной тайной, как и ее более ранние годы. Норман же еще школьник - ему предстоит освоить не только новое жилье, но и новую школу, выстроить отношения с одноклассниками и соседями.
Первые сезоны посвящены именно этому - Норман пытается жить нормальной жизнью, влюбляется, заводит друзей, помогает матери с мотелем. Его звериная натура проявляется постепенно, по мере роста проблем и игнорирования их Нормой. Там, где обычный подросток нашел бы утешение в алкоголе и травке, Норман найдет его в неконтролируемом насилии. На время совершения убийств Норман "отключается", его место у руля занимает знакомая нам по фильму воображаемая и агрессивная Норма - да, это начинается при жизни оригинальной Нормы, с далекого детства будущего маньяка.
Вайт-Пайн Бэй не способствует мирному разрешению проблем - городок погряз в криминале, процветает проституция и наркоторговля, полиция же настроена не на устранение преступности, а на сохранение статуса кво. Ведущую роль в этом процессе занимает шериф Алекс Ромеро - враг, друг и последняя настоящая любовь Нормы Бейтс.
Также в сюжет введены еще два важных персонажа - Дилан и Эмма. Дилан - старший сын Нормы, при всей нестабильности своего образа жизни, является единственным примером нормальности в семье Бейтсов. Именно ему будет суждено сыграть решающую роль в судьбе Нормана. Эмма - друг Нормана, помогает с мотелем, активно участвует в разгадывании тайн и загадок Вайт-Пайн Бэя. Страдает от проблем с легкими, вынуждена таскать с собой большой и тяжелый баллон с кислородом.
Если первый сезон сосредоточен на подростковых коллизиях, то во втором и третьем сделан упор на криминальные разборки. Норманом на этом фоне некогда и некому заниматься, он все больше разочаровывается во внешнем мире, увеличивается объем его сомнительных увлечений, крепнет сила, растет число жертв. Все получается замять, ведь Норма продолжает свято верить в отсутствие у Нормана болезни, требующей незамедлительного лечения. В четвертом сезоне проблемы достигают своего апогея - Норман впервые в жизни проходит обследование и попадает в психиатрическую лечебницу.
В пятом сезоне события сериала догоняют фильм Хичкока - что-то показано в таком же виде, но многое претерпевает метаморфозы. Мэрион (кстати, ее недурно сыграла Рианна), например, появляется, но выживает, и это вполне достойно вписано в сюжет. Концовка более чем продуманна и оригинальна, шанс же на счастливую жизнь получают именно те персонажи, которые больше всего этого заслуживают.
Сердце всего проекта - нездоровые взаимоотношения сына и матери. Взращенные детскими травмами Нормы, они вбирают в себе едва ли не все существующие психологические отклонения, которые вообще возможны. Норман страдает от агрессивного расстройства личности, вожделеет свою мать, а ближе к концу и вовсе создает в своей голове альтернативную реальность. К самой Норме тоже много вопросов - вместо своевременного лечения, она только делала, что замалчивала проблему, не воспринимала тревожные звонки. Ее забота то разрасталась до неизмеримых размеров, то исчезала бесследно.
Мораль очевидна - боль и психологические проблемы, выпущенные в мир, порождают себе подобные отклонения в вирусных масштабах. Если человеку даруется шанс выйти из такого круговорота, то это великая удача и знак свыше, который непременно нужно использовать.