Пожалуй, он самый известный из постимпрессионистов, посвятивший свою жизнь живопись только в 27 лет.
Конечно, это Винсент Ван Гог, который под солнцем французского юга дал своей живописи расцвести насыщенными красками, густо наложенными на холст.
Существует не так много авторов, которых я не люблю (читай Рубенс, Густав Климт, импрессионисты, передвижники, Фрида Кало, Сальвадор Дали). Ван Гога к ним отнести я, конечно, не могу, но все же остаюсь к нему довольно равнодушной, мой глаз раздражается, глядя на его работы (но это безусловно мои проблемы, а не его).
Ван Гог вел довольно аскетичную жизнь, отмеченную бесконечным изнурительным трудом в сочетании с огромным душевным напряжением (итогом чего стало самоубийство летом 1890 года). Сегодня его жизнь, как, впрочем, и все творчество овеяно кучей мифов и небылиц (например, легенда про отрезанное ухо, когда это было совсем не ухо, а только лишь МОЧКА уха), на него молятся (кафе в Арле стало туристической Меккой), а репродукции его картин побили все возможные рекорды в сети (читай мейнстрим).
Вся творческая биография Ван Гога уложилась В ОДНО ДЕСЯТИЛЕТИЕ. Но десятилетие это было яркое, пылкое, мучительное.
Винсент Виллем Ван Гог родился в Голландии в семье пастора Теодора Ван Гога. И в общем-то его ждала довольно скучная и тривиальная жизнь, если бы юный Винсент неожиданно не бросил колледж, где он успешно учил французский, английский и немецкий языки, и летом 1869 года не уехал в Гаагу. Там он получил место в гаагском филиале фирмы "Гупиль и К°" (Ван Гогу 16 лет), занимавшейся торговлей картинами. Но, как говорится, не срослось. Место Ван Гога занял его младший брат Тео (в семье были еще три сестры, Виллемина, Анна Корнелия и Элизабет, и самый младший - Корнелис, с которым Ван Гог никогда не будет близок).
В отличие от брата Тео стал успешно торговать картинами, а Винсент, тем временем, заимел настойчивое желание "стать кем-то между священником и проповедником" (читай неразделенная любовь). И он таки становится пастором и даже отправляется на стажировку в шахтерский район Бельгии Боринаж. Это было начало 1879 года, а уже к лету разразился конфликт.
Дело было так: потрясенный крайней нищетой шахтеров, их тяжелой работой и безысходностью, Ван Гог поддерживает их бунт (отдает одежду и еду, подрывая свое здоровье и, говорят, даже перестает мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка, но это, конечно, сильно преувеличено). Итог: скандал и увольнение.
И понеслась (душа в рай). Оставшись без работы Ван Гог отдается живописи (и берет в свой дом женщину-проститутку, "срамота" - думает отец. Она живет в его доме, беременная, больная, со старшим ребенком на руха, "чтобы она не впала в ту отвратительную нищету, в которой прозябала").
Он начинает копировать своего любимого Милле, обожает Рембрандта и Домье, делает рисунки с натуры. И очень переживает, что ему НЕ ХВАТАЕТ академического образования - ЗНАНИЯ АНАТОМИИ и ОСНОВ РИСУНКА.
❗Читай: его закругленный, нервный мазок как раз и ВЫРОС ИЗ этого НЕЗНАНИЯ - он отлично маскировал все огрехи (в портретах особенно видны искажения от неумения правильно написать). Вторая причина его столь особенного письма - Ван Гог по долгу работал под изнуряюще жарким солнцем, часто совсем без головного убора (естественная физиологическая деформация, отразившаяся на моторики кисти).
❗ЭТО НЕ ОТ СУМАСШЕСТВИЯ, как пишут в интернете.
Живопись для Ван Гога сродни христианской миссии, где за каждой из его работ стоят большие раздумья и душевные муки.
Его темный (читай ранний) период - это глаза головы бедной крестьянки, это "старая башня на кладбище в Нюэнене" и вороны над ней. И это "Едоки картофеля" (1885) - "грубое" полотно, представляющее простую крестьянскую трапезу почти как библейский сюжет "Тайной вечери".
Потом был Париж. Ван Гог, прежде отрицавший художественную ценность импрессионизма, вдруг открывает для себя прелесть чистых цветов и технику раздельного свободного мазка; вслед за импрессионистами он отказывается и от темных красок (читай Франц Хальс с его "по меньшей мере двадцатью семью черными тонами" и "волшебник" Рембрандт перестают служить примерами).
Обожает Ван Гог и японские мотивы: "вся моя работа основана отчасти на японском искусстве". По мнению художника японские мастера работают "просто молниеносно, потому что нервная система у них более утонченная, а восприятие проще" (читай восточная декоративность (к вопросу о декоративности Ван Гога и иже с ним) /смотри "Портрет папаши Танги").
А потом был тот самый Арль, мастерская Юга, Гоген и больница для душевнобольных (одиночная камера для буйнопомешанных).
Ван Гог изнуряюще работает - только живопись стала для него спасением в периоды просветления между приступами, которые могли длится от нескольких дней до недель. Именно маниакальная работа сохраняла "самообладание и надежду когда-нибудь вырваться отсюда".
Что интересовало Ван Гога?
❗Конечно, сама ЖИВОПИСЬ. Точнее, САМ ПРОЦЕСС ЖИВОПИСИ (читай: поиск выразительности на холсте).
Но это НЕ легкая вибрация света в пространстве как у импрессионистов. Ван Гог сгущал краски, уплотнял форму, деформировал ее, т.е он фиксировал не сиюминутное впечатление отдельно взятого фрагмента мира, а ЦЕЛЫЙ МИР, УВИДЕННЫЙ И ПЕРЕЖИТЫЙ ИМЕННО ИМ, Ван Гогом, И ИМЕННО ТАК (и никем другим) - ОН ПИСАЛ ТАК, КАК ЧУВСТВОВАЛ.
"Эмоции, охватывающие меня при соприкосновении с природой, иногда вызывают у меня обмороки и в результате я по две недели бываю не в состоянии работать".
❗Прочное второе место в иерархии важности занимает СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ момент произведений Ван Гога (читай ВНЕВРЕМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ, и это, к слову, принципиальный момент, который навсегда, непробиваемой огромной стеной, отделяет Ван Гога от импрессионистов).
И вот уже "Крестьянин, вяжущий снопы (по Милле)" (1889) есть не кто иной как жнец (читай воплощение смерти "в том смысле, что человечество - хлеб, который предстоит сожрать"), тогда как снопы - те самые сжатые человеческие жизни (к слову, мотив сеятеля, тоже часто встречающийся у Ван Гога, - это воплощение начала жизни, ибо "в каждом человеке живет то же стремление вызреть, что и в зерне, следовательно, жизнь есть процесс созревания").
"Жнец завершен. Это образ смерти в том виде, в каком нам являет его великая книга природы, но я попробовал сообщить картине "почти улыбающееся" настроение. Она выражена в желтом... за исключением фиолетовой линии холмов, и это мне кажется забавным - я то ведь смотрел на пейзаж сквозь зарешеченное окно одиночки".
После года в больнице Ван Гог оказался на севере, в деревушке Овер-сюр-Уаз под Парижем под присмотром доктора Поля Гаше, большого ценителя искусства, страстного коллекционера и друга многих художников. И вроде бы все замечательно, работа кипит.
А потом, бах, и самоубийство, не первая попытка и даже не очень то неожиданная, но фатальная (побыв три для в доме Тео Ван Гог больше не хочет быть для обузой для брата).
27 июля 1890 года он вышел в поле с револьвером, взятым у знакомого, чтобы "отпугивать ворон", мешающих во время пленэра, а вечером того же дня его нашли с раной в груди, истекающего кровью. Винсент Ван Гог скончался в присутствии самого близкого человека - своего брата Тео.
Жизнь Тео оборвется так же трагично - он не сможет справиться с кончиной брата, сойдет с ума и умрет в больнице в январе 1891 года. Оставшись вдовой с годовалым ребенком, жена Тео, Иоганна Бонгер, посвятит себя подготовке эпистолярного наследия братьев к публикации, переводя письма на английский язык.
Все цитаты этого поста и сторис - то самое эпистолярное наследие, ныне переведенное на многие языки мира, включая русский.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм
Рекомендую прочитать о 10 картинах, изменивших мир!