Когда мы говорим «пост», то, прежде всего, подразумеваем то, что происходит внутри нас, говорит православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Могу ли я свою мысль удерживать в русле того блага, которое называется заповедями христовыми. Не убей, не укради, не лги, не лжесвидетельствуй, не тщеславься, не гордись… О, если бы мы жили по заповедям, то у нас был бы рай на земле.
Что самое главное в посте? Постараться хотя бы немного вспомнить об этих заповедях. Вспомнить, что я могу следовать верным путём. А могу наткнуться на такие подводные камни, которые могут сокрушить жизнь человеческую.
Нужно понять простую вещь: как существуют законы материального мира, так же несокрушимо и неизменно существуют законы духовной жизни. Не делай другому того, чего не хочешь себе. Не делай! Иначе ты бросаешь бумеранг, который, возвращаясь, тебя бьёт, прежде всего. О, если бы только мы верили, что если я не только делаю другому зло… Даже если я хочу ему зла — я уже вонзаю в себя нож.
Смотрите, какое благо имеет вера. Если я верю этому, то я буду осторожен. Я постараюсь даже с мыслями бороться. Когда я желаю зла другому, вроде бы никто не видит и ничего не знает… Но мысль — это громадная сила. Мысль руководит всем тем, чем мы живём, дышим, существуем.
Самое главное — то, что творится внутри меня. Ведь вы же знаете, внешне можно быть очень благочестивым, а внутри — сущим сатаной. Во времена Петра III был такой юродивый Тихон Архипович. Он говорил: «Нам, русским, никакого хлеба не надо. Мы сыты тем, что съедаем друг друга».
Когда мы говорим о посте, то, прежде всего, под ним подразумевается необходимость внимания к тому, что совершается в моей душе.
Состояние моего тела тоже может влиять на мою душу. Говорят, сытое брюхо к учению глухо. Уж если к учению глухо, то к молитве тем более.
Поэтому церковь призывает к определенному воздержанию тела. Конечно, это необходимо. А насколько это полезно, спросите у врачей. Они вам скажут, что трапезу нужно заканчивать, когда ещё немножечко есть хочется. Это самое здоровое, что может быть для человеческого организма.
Один из святых русских Митрофан Воронежский так и говорил: «Воздержно яждь, мало пий — и здрав будешь».
Пост, о котором говорит христианство (телесная его сторона) — это крайне необходимая вещь. Смена пищи, воздержание в количестве…
Когда мы говорим о посте, мы включаем внимание к своему телу. Наконец-то, мы начинаем относиться к нему по-человечески. До этого мы издеваемся над ним, бедным. Хотя бы в пост постараемся взять себе за правило — не наедаться. Ну, ладно до сыта, ну, хотя бы не переедать.
Во время поста я, наконец-то могу хоть немножко начать упражнение своей воли. А иначе я — как животное. Хочется — беру. А здесь я могу поупражняться. Какое это благо и для моего тела, и для моего духа, и для моей воли, и для всего самосознания человека.
Пост, о котором говорит Церковь, это, прежде всего, борьба со своими мыслями. Представьте себе пыльную дорогу — какая скотина не пройдёт, всюду следы оставляет. Так и мысли, когда мы позволяем им бродить в себе (всякая всячина), так и себя мы превращаем в пыльную затоптанную дорогу.
Пред нами открыто два пути. Как говорил Господь, Царствие Божие внутри вас. Или — опять погрузиться в житейский омут. Каждый день одно и то же. И так без конца и края.
Христианство даёт возможность человеку при правильном отношении приобрести бесценное сокровище, которое именуется миром души. Мир души.
Выскочить вдруг из этого омута, успокоиться внутри, приобрести мир души, приобрести ко всем людям благое расположение. Это приобретается, конечно же, трудом. Трудом невидимым ни для кого, кроме меня одного.
Пост называется в церковных песнопениях временем благоприятным. Ох, какое время даётся нам. Я уж не говорю о том, что жизнь даётся. Хотя бы пост даётся, когда мы можем, наконец-то, хоть немножко взяться за себя и постараться не осуждать друг друга, не злиться, не тщеславиться, не завидовать…
И, прежде всего, это надо делать, начиная со своих мыслей. Здесь происходит та невидимая борьба, которая свидетельствует о том, кто я есть. Как важно объективировать себя. Посмотреть на себя, как на некий объект, как бы со стороны. Посмотри на себя: кто же ты?
Вот к чему призывает Церковь в это благоприятное время.
Ещё статья: Как не превратить пост в формальность и самообман? Объясняет священник Андрей Ткачёв.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство пост алексей ильич осипов рождественский пост веравбога религия