Герои Союзного государства.
Молодой чеченец правильно подумал: зачем командующему 3-й танковой армией вермахта Георгу Рейнгардту нужны такие замечательные скакуны?
Эта история всплыла совершенно случайно. С Хедой Мадаговой мы познакомились во время пресс-тура в Чечню, при посещении «Югагрохолдинга». Мы говорили об урожае и современных технологиях, как вдруг выяснилось, что её двоюродный дядя Салман Мидаев в Великую Отечественную войну партизанил на Витебщине и погиб там.
Младший лейтенант Мидаев служил в кавалерии, свой первый бой принял под Полоцком, потом была битва за Москву, неудачное наступление, ранение и плен осенью 1942 года. Салман, которому было тогда 23 года, оказался в лагере под Витебском. Рана заживала плохо, но молодой организм сдюжил. Вместе с другими военнопленными его отобрали на хозяйственные работы. Разбирающегося в лошадях Салмана отправили на конюшню: за успешные действия на Восточном фронте Гитлер подарил командующему 3-й танковой армией вермахта Георгу Рейнгардту двух породистых скакунов. Но никто не мог справиться с норовистыми конями. А Салману удалось. Рейнгардт это оценил, и через некоторое время Мидаев получил специальный пропуск, с которым мог свободно перемещаться по гарнизону, прогуливать и тренировать скакунов. Послабление Салман использовал с пользой: изучил обстановку в гарнизоне, познакомился с нужными людьми.
В начале 1943 года он установил связь с партизанами, начал передавать им сведения. А в апреле дерзко бежал из плена: вместе с товарищами угнал из-под носа фашистов не только обоз, гружённый оружием и боеприпасами, но и генеральских скакунов. Со временем Салман стал командиром отряда, получив прозвище Казбек. Погиб он 1 мая 1944 года от снайперской разрывной пули. Похоронен Салман Мидаев в братской могиле у села Великие Дольцы Витебской области.
– Мы долго ничего не знали о его судьбе – похоронка пришла только в 1956 году, – рассказывает Хеда Мадагова. – Недавно ездили на могилу, старики там его помнят, за могилой ухаживают.
Политрук партизанского отряда Павел Лебедев написал о командире книгу «Казбек принимает бой».
Максим ЧИЖИКОВ, Москва - Грозный
Фото: Михаил ФРОЛОВ
© "Союзное государство", № 12, 2020
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Белорусского режиссёра, за поиски пропавших без вести солдат, обвинили в шпионаже
Мужчина нашёл в лесу ржавую коробку. В ней оказалась уникальная кинолента.
«Я сюда с солдатами пришёл, с ними и уйду»
Невероятный побег из немецкого плена сержанта Романова
Экипаж Т-34 дрался в окружении 14 дней и ночей
Что кричали, бросаясь в атаку?
Восемнадцать суток под землёй