Найти тему

О соборности в Русской Православной Церкви сегодня. Взгляд протоиерея Михаила Карпеева

Окончание предыдущей публикации.

"Примером такой политики сегодня служат огромные и такие же затратные монастырские и епархиальные комплексы, в которых обитают всего несколько десятков человек. Кому они нужны? Церкви? Вместо того, чтобы направлять средства на помощь нуждающимся и на просвещение, деньги тратятся на белокаменные стены. Но ирония всей этой ситуация состоит в том, что денег-то как таковых совсем немного, нечего отдавать нищим.

Как правило, в наше время для архиерея при организации церковной жизни в городе или на селе целью является не христианская община, а сооружение, которое, чем больше, тем лучше, и для авторитета епископа в глазах патриарха, и для кармана, который выигрывает благодаря большим малоконтролируемым финансовым расходам. При этом заказчики безсовестно спекулируют на чувстве любви православных к церковному благолепию.

Монументальные стройки, в том числе такие как непостроенный храм в одном из скверов Екатеринбурга, финансируются или из государственного кармана или из кармана богатенького дяди. Так же и обслуживание построек, т.е. расходы на благоустройство, отопление, электричество и прочее, а финансовые крошки, которые падают со стола прорабов этих проектов, достаются нужным людям в штатском и в рясах. Такая унизительная для Церкви схема весьма показательна и объясняет многое в поведении руководства Московской патриархии.

Но, к сожалению, тогда в 1994 году православные братства не смогли или побоялись отстоять право своей финансовой независимости, что в результате привело к тем последствиям, которые мы сейчас наблюдаем.

В 1997 году 16 марта состоялась конференция Союза православных братств, на которой был поднят вопрос о соблазнительном, с точки зрения православного вероучения, «Баламандском соглашении», принятом священноначалием РПЦ МП в лице митрополита Филарета (Вахромеева), постоянного члена священного синода, экзарха Белорусской православной церкви. Суть критикуемого «Баламандского соглашения» сводилась к тому, что Православная и Католическая церкви декларировали «взаимный отказ от исключительности — признание, что и Католическая церковь, и Православная Церковь являются носителями спасения, а достижение единства «не может быть ни поглощением, ни смешением, но встречей в истине и любви»» (https://clck.ru/MgjzE). Таким образом, православные братства выступили как защитники Православия, однако и священноначалие, и подавляющее большинство духовенства и мирян остались равнодушными к антиканоническому «Баламандскому соглашению».

На той же конференции Союз православных братств под председательством игумена Кирилла (Сахарова) сделал заявление в связи с 70-летием Декларации митрополита Сергия (Страгородского): «Как члены Православной Церкви, несущие ответственность за все, что в ней совершается, мы искренне раскаиваемся во всем том, что в Декларации и вообще в отношениях между Церковью и государством противоречит святоотеческому наследию, и выступаем за то, чтобы церковно-государственные отношения строились в соответствии с церковными канонами» (https://clck.ru/Ryg6q).

Но деятельность братств стала сходить всё больше на нет. Того запала уже не было. Становилось всё более очевидным, что священноначалию не нужна свободная православная соборная Церковь. Главным девизом в Московской патриархии стала фраза: «Послушание превыше поста и молитвы».

Мы уже не раз отмечали, что данное выражение, приписываемое преподобному Серафиму Саровскому, не имеет ничего общего со святым старцем. Ведь преподобный прекрасно знал Слово Божие, он не уставал повторять, что ум христианина должен плавать в Священном Писании. Раз так, то православный помнит, что в Евангелии Господь учит нас: «сей же род (т. е. бесы) изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). И в Библии мы не раз читаем, что праведники служат Богу прежде всего постом и молитвой.

В Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ МП в начале 90-х годов ХХ века в Ижевске было организовано «Православное братство в честь исповедника Сампсона». Его возглавил священник Антоний Серов.

Люди, вступившие в братство, занимались помощью больным и нуждающимся, проводили вечера по изучению Закона Божиего, организовали детский хор. Его многолетним руководителем была Килина Людмила Николаевна, профессионал своего дела и добрая христианка. К сожалению, с переездом о. Антония в Москву деятельность братства прекратилась, что, в общем-то, совпало с решением священноначалия Московской патриархии ограничить деятельность братств.
На рубеже XX и XXI веков в Ижевске вновь создаётся братство, но теперь оно носит имя святого благоверного князя Александра Невского, его духовником назначается священник Виктор Сергеев.

Он с энтузиазмом взялся за это дело. Как и в случае с братством «Сампсон», его члены старались трудиться во славу Божию и проповедовать веру православную. Однако, как и тогда, братство прекратило своё существование с уходом его руководителя, только здесь причиной послужил не переезд на другое место жительства, а недостойный поступок самого священника. Епархиальное руководство поставило на место о. Виктора протоиерея Владимира Носкова, но эта замена не смогла спасти братство – ему был нанесён слишком сильный удар.

Может показаться, что епархиальные власти старались сделать всё, чтобы уврачевать сложившуюся обстановку, но это не так. Ведь в братство шли прежде всего люди искренние, которые очень тяжело переносят неправду, поэтому простая замена одного священника на другого не приносит пользы особенно, если надругавшегося над священным саном клирика пытаются выгородить, а в дальнейшем и повысить по служебной лестнице.

На сегодняшний день официальная церковная действительность предлагает обществу православные братства в виде кучки маргиналов, одевающихся на подобие престарелых байкеров в кожанки с религиозной символикой. Эти мужики со следами не очень удачной борьбы с зелёным змием на своих лицах, возможно сами того не понимая, отпугивают нормальных людей от веры Христовой, занимаясь профанацией благородного служения православных братств.

Такая карикатурная упаковка вполне соответствует пожеланиям руководства Московской патриархии, ведь на фоне этой ватаги, больше похожей на анархистов, чем на порядочных людей, патриарх Кирилл (Гундяев) и его команда смотрятся весьма респектабельно, что само по себе показывает с их точки зрения ненужность таких общественных образований как братства. Мол, посмотрите на них, это же просто ненормальные люди, пусть будут для порядка, чтобы было кого показать на политических тусовках, а так, очевидно ведь, что настоящего толку от братств быть не может.

Итак, к началу-середине нулевых годов XXI века зачатки соборности Московской патриархии в виде деятельности православных братств пришли к упадку. Призрак жёсткой вертикали власти по подобию папизма римо-католиков, причём в самом отвратительном виде, начал обретать реальные формы при попустительстве основной массы верующего народа и духовенства.

Дальше будет больше:

– изменение приходского устава в 2000 и 2009 годах;
– отмена высшей власти Поместного собора в пользу собора архиерейского путём сокращения полномочий Поместного собора решением архиерейского собора 2013 года;
– встреча патриарха Кирилла (Гундяева) с папой Франциском 12 февраля 2016 года, подготовленная втайне от церковного народа, в том числе и архиерейского собора, который прошел 2-3 февраля 2016-го;
– заочное принятие решений Критского собора 2016-го.
Список далеко не полный
.

К сожалению, шаг за шагом властолюбцы в архиерейских облачениях и их помощники выхолащивали соборность из Церкви. Признаюсь и я в грехе попустительства этому страшному процессу, потому что практически без рассуждения принимал новшества, порабощающие православную жизнь. Принимал новые уставы, объясняя прихожанам, что начальству виднее, не утруждая себя серьёзным разбором церковных документов. Ведь так проще жить. Зачем заморачиваться? Но такая логика привела нашу многострадальную Церковь к тому апостасийному корыту, которое мы сейчас наблюдаем: авторитет Церкви упал, молодёжь уходит, наблюдая лицемерие и ханжество в церковной ограде, священники и монахи бросают сан, вся официальная церковная жизнь стремится к показухе, мелочности и равнодушию.
Господь наш Иисус Христос предупреждал нас, Его учеников: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1).

Слава Богу, Господь дал нам силы и разум встать на защиту Православия в 2011 году, отказавшись от пагубного пути, который предлагает патриарх Кирилл (Гундяев) и его команда. Будем молиться, чтобы Христос дал силы и терпения тем священникам и мирянам, которые также встали на путь борьбы с апостасией, и вразумил остальных наших братьев и сестёр, находящихся пока в тумане еретичествующего малодушия, присоединиться ко всем истинно православным, дабы Церковь наша Русская возродилась и с обновлёнными силами продолжила свой путь в Царство Небесное к Церкви Торжествующей".

КОММЕНТАРИЙ К НАСТОЯЩЕМУ ТЕКСТУ БЫЛ ДАН АВТОРОМ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц