Найти тему
Кинотаурус

«Короткие волны», или киноальманах для радиолюбителей

Оглавление

Жанр альманаха в России вместо того, чтобы открыть второе дыхание, пытается дожимать старые идеи. Банальность и крайность - видимо, главный девиз отечественных киноделов, что куют нам эти сборники. Зачем пытаться выдумывать что-то новое, если можно отснять девушку на велосипеде на фоне моря? Зачем испытывать судьбу, если короткий метр не принесёт денег в карманы? Зачем же тогда это зрителю, если самим авторам фиолетово на своё творчество...

Северия Янушаускайте. Кадр из фильма «Короткие волны»
Северия Янушаускайте. Кадр из фильма «Короткие волны»

Официальный синопсис

Альманах увлекательных историй, имеющий одну общую тему — все они произошли на радио. Новелла «Шредер» основана на реальных событиях: слушателям прямого эфира предлагают уничтожить известное произведение современного искусства по итогам голосования. Герои новеллы «Переводчик» при помощи радио спасают свою любовь. «Игра в карты» — комедия положений на фоне радиоэфира, в котором обсуждают смену ролей мужчины и женщины в современном обществе. В социальной комедии «Радиорубка» жители маленького городка, где отключили интернет, пытаются изменить свою жизнь благодаря радиоэфиру. «Пока нет» — рассказ о настоящей любви в ситуации, когда счастливый финал невозможен...

Трейлер

Визуальный ряд

Хотелось бы что-нибудь сказать про визуальную составляющую, но... Но нечего, ибо тут тишь да гладь. 0 баллов.

Атмосфера

Провал по всем фронтам.

Жанр. Заходим на всеми известные киноресурсы и видим следующее: «Короткие волны» - это смесь драмы и комедии. Запомнили? Драма и комедия... Итак, начинаем просмотр кинопроизведения. Первая новелла - ещё как-то смахивает на драму, но комедией здесь и не пахнет. Вторая новелла - однозначно, мелодрама. Третья новелла - фарш из арт-хауса и экспрессионизма, в которых не чуется ни комедия, ни драма. Четвёртая новелла - мелодрама. Пятая? Ваши догадки? Конечно же, мелодрама. И, внимание, вопрос... Где тут заявленная комедия?

У фильма очень высокий порог вхождения. То ли сам сборник в этом виноват (всё-таки сложно порой собрать несколько коротких метров, чтобы они смотрелись как единое целое), то ли зритель, в лице меня, оказался не в том настроении. Мне было крайне сложно смотреть данный киноальманах, так как истории показались мне совершенно разными. Уже после первой новеллы мой разум говорил "Стой! Хватит!"... Начать показывать скучнейшую мелодраму после эпохальной битвы искусства против денег - это "такой себе" ход.

Может быть авторы смогли нас порадовать некоей утопией? Да, жанр короткометражек славится своими альтернативными взглядами на привычные вещи, но, видимо, не в этот раз. Лишь в четвёртой новелле мною был подмечен интересный быт, но он просто был и никакой значимости в себе не нёс. Да и радио, якобы главная черта всех новелл, там оказалось лишь для фона. 0 баллов.

Александр Добровинский. Кадр из фильма «Короткие волны»
Александр Добровинский. Кадр из фильма «Короткие волны»

Музыкальное и звуковое сопровождение

Лишь в первой новелле мне понравились и музыка, и звук. В остальных же - это грубая и неровная работа. Особенно изящно впихнули в четвёртый метр композицию Filth, которая там ни к селу, ни к городу. А ещё меня порадовал звук в третьей новелле, где сквозь голос ребёнка слышится смех одной из актрис. Также в альманахе есть огромные проблемы с громкостью при переходе от одной истории к другой. Если, скажем, третья новелла прямо-таки бьёт зрителю по ушам, то при переходе к следующей нас ждёт очень и очень тихое сопровождение. Выправить данную ситуацию было сложно? 0 баллов.

Актёрская игра

Хвалю и почитаю, но лишь одного артиста. Кто бы это мог быть? Северия Янушаускайте, конечно же. Она единственная, кто хоть как-то сыграл в данной картине. Все остальные меня не впечатлили, а громких имён тут хватает. К сожалению, и здесь 0 баллов.

Кадр из фильма «Короткие волны»
Кадр из фильма «Короткие волны»

Операторская работа и монтаж

Единственным приятным моментом в фильме для меня стала операторская работа. Здесь были и чувственные кадры, и сложная съёмка, а местами и вовсе непосильный труд. Но всё же, зачастую здесь можно заметить крайне неуверенную склейку. И неуверенная - это ещё мягко сказано. Монтажёры ошибались как могли, а никто и поправить их толком не смог. Например, что за чудо-юдо нам показали в третьей истории? К чему эти реферансы с кадрами из «Партия в карты»?

+1 балл я ставлю, но исключительно за хорошее владение камерой.

Уникальность

Далеко не первый киноальманах на просторах России. Далеко не первооткрыватель мелодрамы на русских просторах. Далеко не первый кульбит авторов в попытке выдать желаемое за действительность. 0 баллов.

Кадр из фильма «Короткие волны»
Кадр из фильма «Короткие волны»

Сценарий

К слову, задел на хороший сценарий был. Но как-то уж слишком создатели перегнули палку, от чего местами мы смотрим лишь арты, вместо кино...

Новелла №1. Шредер
Зрителя гордо встречает надпись "основано на реальных событиях". Но что это за история такая - нам не расскажут. Лишь в конце новеллы объявят, что Алекс (радиоведущий) всё ещё работает на том же радио, а художник, чью картину хотели пустить через шредер - до сих пор продаёт картины за миллионы рублей. Раз авторы решили не закреплять свои мысли, то и я выскажусь де-факто... Начали вразумительно, но затем ворвалась гей-пропаганда, утопив "радужную" картину в хаосе огня.

Новелла №2. Переводчик
Это фиаско. Настолько скучную и предсказуемую мелодраму можно увидеть только на телевидении, да и то, там уже давно пытаются уйти от обыденной модели «Ромео и Джульетты». Ожидаемая концовка и несуразные мысли главгероя, приправленные воспеванием Маяковского и Попова. Авторы полагают, что именно такого упоминания хотели поэт и учёный?

Новелла №3. Игра в карты
Как бы так помягче выразиться... Побывать в дурдоме пару суток куда приятнее, чем посмотреть сию новеллу. Я не знаю, кто до такого додумался, но здешняя смесь кадров оставляет не то чтобы приятный осадок в голове, а скорее желание отлучиться в уборную. Благо, что длится данная история всего лишь 7 минут. За это время не успеваешь порасти сединой и мхом.

Новелла №4. Радиорубка
Опять же, история с привкусом мелодрамы. Но данная история хотя бы не так плоха, как предыдущие две. Здесь проскальзывают и правильные мысли, и неплохая затравка, а также в конце нам оставляют место под собственные думы. Правда, поразмышлять там особо не о чём. Встретил или не встретил, любит или не любит... Но куда важнее здесь оказалась утопия, в которую погружали зрителя с помощью диалогов. Мы не увидели воочию, что там творится в этом хвалёном Криволужске, но хотя бы краем уха смогли прочувствовать.

Новелла №5. Пока нет
Одиночество - это не так уж и плохо. По крайней мере, сквозь призму отдалённых мыслей и тягучих второстепенных планов авторы несут именно такой посыл. Не сказать, что в данной истории было что-то кардинально плохое, но и хорошего здесь кот наплакал. Очень медленное действие, которое приятно глянуть перед сном, чтобы крепче спалось. На срыв покровов метр, к сожалению, не способен. А жаль, ведь потенциал был...

Оценки:

  • «Шредер»: +1 балл;
  • «Переводчик» и «Игра в карты»: 0 баллов; (данные метры не столь продолжительные, поэтому предлагаю скрестить их)
  • «Радиорубка»: 0 баллов;
  • «Пока нет»: +1 балл;

Вердикт

Весьма сомнительного качества киноальманах, который вряд ли можно рекомендовать всем и каждому. Лишь две новеллы из пяти смогли меня хоть чем-то зацепить, но и их я наверняка не посоветую к просмотру. Михаил Довженко, режиссёр данной ленты - не самый плохой кинодеятель на русских просторах, но такими произведениями он портит себе имя. Не на такое кино надо тратить, пусть и мелкие по нынешним меркам, 20 миллионов рублей... От меня «Короткие волны» получает 3 балла из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛