Найти в Дзене

Дневник психолога. Нельзя или опасно?

Оглавление
Фото из личного архива Надежды Соколовой
Фото из личного архива Надежды Соколовой

Вопрос от родителей:

Мы часто сталкиваемся с тем, что наша дочь не соблюдает или не понимает слово «нельзя». Розетки, провода, рабочий стол, компьютерные составляющие – она все стремится потрогать и понажимать. Мы с ней договариваемся, объясняем последствия, но она все равно при возможности к ним тянется.

Ответ:

Слово «нельзя» может и не работать. Дело в том, что это «волшебное» слово и я, например, его предпочитаю оставлять на крайние случаи, а в быту использовать другие, Если чего-то много, мы перестаем его замечать. 

У нас рабочее слова «опасно». Дети его очень хорошо понимают. Учить даже не слову, а понятию «опасно» лучше всего в безопасных условиях, давая его потрогать своими руками (в прямом смысле этого слова). 

Ребенок тянет руку к свече, я говорю: «Опасно! Горячо!». Он меня слышит, но продолжает тянуться к пламени и слегка обжигается. Если не одергивать его руки, как правило, хватает одного раза, чтобы ребенок понял и запомним, что такое «горячо».

Фото из личного архива Надежды Соколовой
Фото из личного архива Надежды Соколовой

После того, как появляется первое понятие об опасности, дальше объяснять проще, потому что у ребенка «в руках» это знание и его легко достать из памяти. 

Слово «нельзя», я считаю, стоит вводить в вашу жизнь с ребенком, после того, как он хорошо освоил слово «опасно». Начинать стоит с простого разговора, когда все спокойны, когда ребенок может задать вопрос «почему нельзя?» и не будет необходимости тупо следовать за словами взрослого, а у родителя будет достаточно времени на объяснения.  

«Нельзя» - это может быть в десять раз больнее, чем «опасно» и «горячо». И было бы хорошо, если бы ребенку не пришлось на себе испытывать последствия «нельзя», а достаточно было бы вдумчивого разговора по душам.