Найти тему

О соборности в Русской Православной Церкви сегодня. Введение

Пресс-служба Союза православных братств (СПБ) предоставила в моё распоряжение статью протоиерея Михаила Карпеева под названием "Начало борьбы с соборностью в Московской патриархии на примере православных братств".

Вчера я обратился к руководству СПБ с просьбой разрешить публикацию на моих интернет-ресурсах, со ссылкой на автора, с моими комментариями.

О. Михаил Карпеев - удмуртский священник из числа Приходов Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ), не признавших до конца каноническое воссоединение МП РПЦ и РПЦЗ.

Предваряя публикацию протоиерея Михаила Карпеева, хочу заметить в отношении блаженной памяти Святейшего Патриарха Алексия II: да, он заигрывал с иудаизмом в начале своего патриаршества и в 1991 г. встречался с раввинами в Нью-Йорке, да, он начинал, как представитель "либерал-православия". НО: Алексий II - один из двух иерархов МП РПЦ, признавших открыто факт сотрудничества с органами КГБ СССР (в тех политических условиях) в одном из интервью, данному иностранному журналисту. После этого к нему приставили охрану из числа его бывших сослуживцев "по органам госбезопасности".

Осенью 1993 года Патриарх смог усадить за стол переговоров (в Даниловом монастыре) представителей противоборствующих группировок - администрации Ельцина и восставшего Верховного Совета России. Когда начались первые боестолкновения в центре Москвы (2-го, а затем 3-го октября, закончившиеся кровавой развязкой 4 октября 1993-го), он с инсультом попал в Кремлёвскую больницу.

Алексий II прошёл путь от полного отрицания Царя Иоанна Грозного до осознания Государя частью истории России и великого государственного деятеля. Об этом может рассказать генеральный директор Славянского Фонда А.В. Бочкарёв (один из преемников Вячеслава Михайловича Клыкова - выдающегося русского скульптора и основателя Славянского Фонда, подарившего России праздники 4 ноября и 24 мая).

Начиная с 2004 года, когда Святейший Патриарх на годовом собрании Московской епархии выступил с речью "России объявлена война" и вплоть до выступления в Страсбурге летом 2008 года на сессии ПАСЕ с докладом "Человек должен оставаться человеком" (после которого ему фактически подписали смертный приговор), на него началась охота.

И трагическая гибель Патриарха, закончившего свою жизнь в ночь с 4 на 5 декабря 2008 года в луже собственной крови в Переделкино (когда было запрещено ему оказывать первую медицинскую помощь), подтверждает его мученическую смерть.

Итак, вот что пишет о. Михаил Карпеев.

Прошло уже много лет как в Московской патриархии Русской Православной Церкви был принят новый приходской устав взамен устава 1998 года. Это был очень важный, хотя и не первый шаг, к окончательному замораживанию в официальной церкви элементарных соборных начал. Необходимо заметить, что работа по нивелированию и нейтрализации соборности началась в те самые 90-е годы ХХ-го века, когда, казалось бы, во всю шло возрождение церковной жизни: возвращались храмы, появились православные издательства и радио, создавались православные братства. Многие верующие чаяли воссоединения с зарубежной частью РПЦ, надеясь, что здоровые силы РПЦЗ смогут исцелить родимые пятна советского плена в Московской патриархии. Но этим надеждам сбыться не удалось.

В середине 90-х, когда в новой России появились православные братства, как проявление соборного начала церковной жизни, эта инициатива верующего народа была убита при непосредственном участии патриарха Алексия Второго. Чем же не угодили братства церковному священноначалию и как удалось сделать так, что сегодня такой формы религиозной жизни внутри Московской патриархи полноценно практически не существует за исключением пары примеров?

Что такое православное братство? Это добровольное объединение верующих людей из одного или разных приходов и общин, которые ставят своей целью защиту Православия, просветительскую деятельность, взаимную помощь, благотворительность. У братства, как правило, есть свой устав и оно регистрируется как юридическое лицо в министерстве юстиции.
Начало бурной деятельности православных братств приходится на время после празднования 1000-летия Крещения Руси
.

Вот как описал эту ситуацию свидетель тех событий ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьёв:

«В это время создавались православные братства, которые обычно инициировали священники и миряне. Высшая церковная власть в виду нестабильности политической обстановки не торопилась реагировать на новые возможности, которые щедро предлагало время. Видя эту нерешительность, миряне объединялись самостоятельно. Мы тоже создали братство Всемилостивого Спаса, которое и проводило лекции»
(https://clck.ru/RyaKQ).

Осенью 1990 года состоялся первый съезд представителей православных братств. Он проходил в Московском Доме кино, где был учрежден Союз православных братств. Патриарх Алексий Второй и митрополит Кирилл (Гундяев) направили приветственные послания, целью которых, очевидно, было возглавить, насколько это возможно, возникшее движение православных мирян. В общем, так и получилось. Патриарх Алексий Второй был избран почётным председателем Союза, рабочим председателем стал игумен Иоанн (Экономцев), заместителем председателя – протоиерей Иоанн Свиридов, сотрудник Отдела внешних церковных сношений, а Отдел внешних церковных сношений тогда возглавлял будущий патриарх митрополит Кирилл (Гундяев). Благодаря такому патронажу Совет Союза православных братств получил резиденцию в Московском Свято-Даниловом монастыре. Всего в Союз тогда вошло 23 организации, среди них общество «Радонеж» и Союз «Христианское Возрождение», во главе которого до самой своей кончины 20 октября 2020 года стоял многолетний узник советских политлагерей, патриот, публицист и общественный деятель Владимир Николаевич Осипов.

Ещё летом 1991 года состоялся второй съезд Союза православных братств, на котором председателем вместо игумена Иоанна (Экономцева) был избран иеромонах Кирилл (Сахаров). На этом съезде был составлен ряд обращений к священноначалию Московской патриархии: «О подготовке к таинству крещения», «О храмовом благочестии», «О положении на Украине», «О канонизации царской семьи». Братства стали говорить о воссоздании Православной Монархии через созыв Всероссийского Земского Собора. Казалось, вот оно возрождение церковной жизни, осталось только потрудиться и Православная Россия воскреснет. Но уже достаточно скоро начались горькие разочарования.

Патриарх Алексий Второй, который среди простого верующего народа обладал в то время огромным кредитом доверия, вдруг совершает странный, с точки зрения православного человека, поступок. 13 ноября 1991 года он посетил иудейскую синагогу в Нью-Йорке и произнёс там речь перед раввинами.

Если бы предстоятель РПЦ МП проповедовал Христа, призвал иудееев принять Спасителя в своё сердце, то, наверное, он бы исполнил своё предназначение, как преемник апостолов, но, увы, его слова были далеки от Благой Вести. Вполне естественно, что православные братства, как сообщества наиболее активных православных мирян, очень негативно отреагировали на данное событие, а некоторые священники даже перестали поминать патриарха. Не удивительно, что нью-йоркский демарш патриарха Алексия Второго спровоцировал на собраниях братств горячее обсуждение больной темы еврейского влияния на российскую действительность, как в настоящем, так и в прошлом, благодаря чему сейчас то время обозначается критиками братского движения, как эпоха радикализации братств.

Летом 1992 года в Санкт-Петербурге прошёл третий съезд Союза православных братств. На нём были подняты вопросы, касающиеся экуменической деятельности Московской патриархии, в частности, было предложено выйти РПЦ МП из Всемирного совета церквей, оставаясь лишь наблюдателем на этом международном форуме, но никак не участником его сомнительных деяний. Заговорили о необходимости учреждения Церковного суда и приведении всей жизни церкви в каноническое русло. Такие рекомендации начали раздражать священноначалие Московской патриархии, ведь возврат Церкви к каноническому Православию предполагал бы исправление всей церковной жизни, начиная с покаяния самых высоких лиц в Русской Церкви.

В 1993 году прошёл четвёртый съезд Союза православных братств, в рамках которого был принят ряд резолюций: введение молитвенных прошений о восстановлении «православного самодержавного царства», о восстановлении чина анафематствования в Неделю Православия, о нарушениях при совершении церковных таинств и о мерах по их устранению (https://clck.ru/RyeQw).

Может показаться, что данные вопросы – это прерогатива церковного собора, о чём, собственно, и говорили критики. Разве может какой-то съезд каких-то братств указывать всей Церкви, что нужно делать? Ответ однозначный – может. Потому что это не какие-то братства, а братства православные, объединяющие православных христиан. Это голос если не всей Церкви, то немалой её части, причём самой активной, неравнодушной, болеющей за веру православную. Тем более, что инициативы братств носили рекомендательный характер. Именно здесь и проявлялась здоровая соборность Церкви, нужно было лишь прислушаться, выполнить очевидно полезные рекомендации, а спорные моменты оставить для дискуссий в духе евангельской любви. Но священноначалие Московской патриархии решило, что Союз православных братств посягнул на их право решать куда направлять корабль Церкви. Обременённые нераскаянными грехами и сергианской идеологией, они решили пресечь развивающуюся деятельность православных мирян.

В 1994 году состоялся Архиерейский собор РПЦ МП, который и выполнил эту задачу: «в раздел 8 Устава об управлении Русской православной церкви был внесён пункт 8а, в соответствии с которым православным братствам и сестричествам и Союзу православных братств предписывалось переоформить свои уставы»
( Лукашова С. С., Журавский А. В. Братства православные // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 201-213). А епархиальным архиереям было предписано контролировать деятельность братств.

В результате таких действий активность братств стала снижаться. Тем не менее ещё несколько лет они оставались совестью православного народа, но священноначалие уже смотрело на них если не враждебно, то с большим подозрением, стараясь удерживать братства в весьма ограниченных рамках, прежней свободы уже не стало.

Одной из главной претензий к деятельности братств со стороны патриарха Алексия Второго было обвинение их в коммерции. Лицемерность таких заявлений со стороны священноначалия налицо. Сама по себе коммерция ни патриарха Алексия, ни его ближайших сподвижников в лице таких деятелей, как нынешний патриарх, а тогда митрополит Кирилл (Гундяев), нисколько не смущала. Их безпокоило, что кто-то ещё будет зарабатывать деньги, к тому же в отличие от них без помощи сомнительных экономических схем. По мнению руководителей Московской патриархии экономическая деятельность братств могла сделать их слишком независимыми, а этого они допустить не могли. Хотя, казалось бы, если братство финансово крепко стоит на ногах, то оно может безпрепятственно заниматься и благотворительностью, и восстановлением разрушенных святынь, и постройкой новых храмов. Но в патриархии решили иначе: лучше будем клянчить деньги у государства, чем позволим своим православным христианам зарабатывать и на заработанные деньги восстанавливать церковную жизнь.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.