Найти тему

Грибы или лодки -церковь, которую после развала СССР сделали из музея фанерного завода

Церковь христиан евангельской веры "Ковчег"
Церковь христиан евангельской веры "Ковчег"

Самая необычная церковь России находится в Петербурге. Удивительна она не только архитектурой, которую сравнивают с грибами или взрывом, но и своей историей. Мне удалось пообщаться с пастором церкви Ковчег, немного больше узнать об истории постройки, побывать внутри и даже на крыше.

В статье вы узнаете про путь здания от недостроенного музея в церковь, про истоки его странной формы, про внутреннее устройство постройки и увидеть эксклюзивные фото на крыше. Ничего подобного больше не существует в нашей стране.

Да, да, это - церковь. А что вам напоминает ее форма?
Да, да, это - церковь. А что вам напоминает ее форма?

Изначально здесь планировали музей Усть- Ижорского фанерного завода, работавшего во время войны на оборонку и поставлявшего обрезки бревен и фанеры для Дороги Жизни.

Запланировали здание как музей в 70-е, возводить начали только в 1981, а завершилось строительство лишь спустя почти 30 лет, но уже в статусе церкви пятидесятников.

Точнее, ныне это Российская Церковь христиан веры евангельской — одна из ветвей пятидесятнического направления христианства в России.
Пятидесятники- одно из направлений протестантизма.

Как же получилось так, что музей фанерного завода стал вдруг церковью? В СССР обычно было наоборот.

Архитектор проекта- Игорь Шмелев задумывал здание в виде понтонных лодок Петра I, расположенных вертикально. Ведь Понтонный изначально как топоним возник по причине базирования здесь одноименных войск.

Крест в облицовке, конечно, уже дело рук общины.
Крест в облицовке, конечно, уже дело рук общины.

Кроме того, советский архитектор посвятил свой главный научный труд "Золотому сечению" и здание строил по всем пропорциям этого принципа.

Многие эксперты сравнивают Здание в Понтонном с Капеллой Роншан (Нотр-Дам-дю-О) во Франции, архитектора Ле Корбюзье. И это сходство сложно оспаривать. (листайте фото вправо--->)

Тем интереснее становятся сюрпризы времени. Ведь, несмотря на то, что Игорь Шмелев проектировал музей военного завода, в итоге он построил церковь.

Хотя, несмотря на конструктивное сходство и одинаковую плавность линий, специалисты сходятся во мнении, что Шмелев, возможно, хоть и вдохновлялся работой французского архитектора, но создал совершенно иное произведение в стиле постмодернизм (а не с отсылкой к экспрессионистам, как капелла Роншан) .

Интересная вертикальная кирпичная кладка- это облицовка. Каркас церкви- железобетон, как и у Капеллы Роншан.
Интересная вертикальная кирпичная кладка- это облицовка. Каркас церкви- железобетон, как и у Капеллы Роншан.

Строительство музея было начато в 1981 году, но началась перестройка, смена руководства завода и прочие события в стране в целом. Новое руководство музея не было заинтересовано в заводе и недостроенное здание стало прибежищем для бездомных и асоциальных лиц.

Однако в 1990-е годы пастор Российской Церкви христиан веры евангельской, живущий неподалеку от этого места, выкупил у руководства завода за символическую сумму это недостроенное здание под организацию в нем храма для своей общины.

Силами общины и неравнодушных сотрудников фанерного завода и кирпичного завода здание было достроено к 2010 году. Сложные изгибы верхних арок требовали особого кирпича на облицовку и его делали вручную члены общины (для подобных работ на соседнем кирпичном заводе им выделили место и инструменты).

Внутри. Лавочки для прихожан и лестница на уютный балкон.
Внутри. Лавочки для прихожан и лестница на уютный балкон.

Внутренних конструкций к моменту передачи здания тоже не было, все пришлось делать самим. Насколько удачно получилось соблюсти общую стилистику здания внутри мне, как неспециалисту, судить сложно, но выглядит все довольно гармонично.

Войдя попадаешь в основной зал. Справа расположен аналог православного алтаря, или сцена, там стоят музыкальные инструменты. Сегодня служба не идет и в здании только мы и пастор Алексей, который рассказывает нам немного и про здание, но и не забывает проповедовать.

-7

Службы здесь проходят с музыкой и трансляцией текстов на висящий на стене экран. Для удобства прихожан в зале стоят скамейки. За чередой лавок слева пространство для крещения. Крестят здесь только взрослых людей, пришедших к этому самостоятельно. Никаких младенцев.

Хотя дети в общине есть и в глубине зала есть коридор, ведущий в комнату детской воскресной школы. Нам разрешили посмотреть. Обычная комнатка, похожая на современные школьные классы, только без парт. Напоминает о том, что вы в "Ковчеге" только ковано-витражная конструкция в окне. Такая же, как великолепная люстра в основном зале над сценой. (листайте фото вправо --->)

А из главного зала, который планировался одноэтажным, уходит плавная лестница на небольшой балкончик, который используется как подсобное помещение. С этого же балкончика уходит лестница на крышу. Зимой члены общины поднимаются сюда, чтобы счищать снег/

Здание внутри имеет довольно большой объем за счет высоких "куполов", такое пространство довольно сложно прогреть в нашем нежарком климате, поэтому изнутри со временем сделали подвесные потолки и поликарбонатные окна, которые позволяют проникать свету из "куполов", но не дают проникать холодному воздуху. Эти потолочные окна иногда открывают на проветривание простым веревочным механизмом.

Но даже эти окна выглядят здесь как родные. Вообще видно, что внутри все сделано с душой. Ничего не режет глаз, не выпячивается, все ровно и гармонично. Даже забываешь о столь вычурном внешнем виде здания. И совершенно не представляется тут музей. Действительно, как будто все так и задумывалось.

Пастор Алексей в нашей беседе сказал, что архитектор Игорь Шмелев, когда они общались в процессе достройки здания, сказал, что "знал, что здесь будет храм". Однако, мне довелось читать в сети опровержения, записанные со слов Шмелева, что говорил он только про заложенные пропорции золотого сечения, которые также используются при строительстве храмов. Да и вряд ли неверующий советский архитектор, который строил музей в виде лодок-понтонов, думал что-то про церковь в своем проекте.

Однако, время все расставило на свои места и сейчас Церковь "Ковчег" можно признать дальним "родственником" капеллы Роншан, построенной Ле Корбюзье в 1952 году.

Адрес церкви: Петербург, пос. Понтонный, фанерный переулок 11. Находится здание недалеко от железной дороги и трясется при прохождении поезда, что немного пугает неподготовленных посетителей. как испугалась я в такой момент.

p.s. Во многих источниках соавтором указывается Бенцион Борисович Фабрицкий, другой советский архитектор, но данных, опровергающих его участие тоже немало. Однако и не указать его фамилию в статье, вероятно будет неправильным. По ряду источников именно он помогал с проектом реконструкции.