Найти в Дзене
Наталья Родина

Им нужно ходить в школу, даже если их родители на вечеринке. В Трмице они могут мотивировать детей не бросать учебу

Оглавление

Здесь стираются препятствия между учителями, детьми и их родителями. Признание за это получила начальная школа в изолированном районе на севере Богемии. Хотя большая часть учеников живет в бедности или в неблагоприятной среде, база «Трмка» улучшает региональную статистику образовательных результатов. И дети хотят пойти туда с высокой температурой.

Люси Фиалова

EDUzín

«Где у тебя мама?» - спрашивает ассистент в школьном коридоре двух блондинок. «Он на вечеринке», - бессовестно говорит растрепанный отец, который, кажется, только недавно вернулся с вечеринки.

Сегодня субботнее утро, перед карантином по коронавирусу, в начальной школе в Трмице день открытых дверей, и эта история хорошо иллюстрирует, где мы находимся - в городе с несколькими социально изолированными местностями, высоким уровнем безработицы, долгами и низким уровнем образования, который был частью 1994 года. Усти-над-Лабем.

Одна треть учеников начальной школы Трмка - цыгане, треть - с особыми образовательными потребностями, а треть детей происходит из не стимулирующей среды - эти группы переплетаются.

Безработица, задолженность, наркотики. Добро пожаловать в Трмице. 

Фото: Катержина Ланска

В то время как в регионе Усти-над-Лабем каждый седьмой ребенок рано бросает учебу - не заканчивает начальную школу, не ходит в среднюю школу или бросает ее - а в социально изолированных районах таких детей почти две трети, в Трмице аналогичные случаи можно пересчитать по пальцам. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество местных студентов, выходящих на поля с аттестатом о среднем образовании.

Так как же в Трмице делают так, чтобы дети, которые «не мотивированы из дома и ни о чем не заботятся» - как большинство сотрудников их школы описывает директора школы Мари Готфридова, - могут добиваться дальнейшего успешного обучения?

В этой школе я научился не бояться и уважать людей, отличных от меня, - говорит один из выпускников. На снимке с чешкой Йиндржишкой Вальковой. Фото: Люси Фиалова

Всего несколько посещений, и ясно одно: в чудесных методах обучения успех не лежит. Отношения учителей с учениками и их семьями выше нормы. Об этом свидетельствует тот факт, что когда директор Готфрид ходит по школе во время дня открытых дверей, кто-то ее останавливает в любой момент.

За ней и другими учителями идут выпускники, которые пришли показать и рассказать, как у них дела, она сама кое-где признается кому-то, хвалит его, в каком красивом платье он вчера танцевал, или приглашает пойти в хор в Десерт. Кое-где в коридоре можно встретить обнимающуюся толпу людей - например, когда трое мальчиков, которые не ходят в школу второй год, пришли навестить своего бывшего классного руководителя. «Представьте, что у меня есть номер один в Чехии», - хвастается один из них. "Мне два", - добавляет другой.

Необразованный человек не расплачивается

Чешское образование нуждается в изменении почти везде. Ученики отстают по математике и чтению, не понимают естественные науки. Это показывают все тесты, которые Чехия сравнивает с развитым миром. Чешские дети не любят школу, семьи с более низким уровнем образования не доверяют школьной системе и не заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил максимально возможное образование.

В некоторых регионах каждый десятый ребенок терпит неудачу. Если ученик терпит неудачу один или два раза, он заканчивает седьмой или восьмой класс. Если базовое образование не завершено, у него заканчивается возможность окончить не только среднюю школу или профессионально-техническое училище, но и курсы переподготовки, проводимые при посредничестве Бюро по трудоустройству.

Ежегодно до двух тысяч учеников преждевременно покидают начальную школу, и намного больше. Агентство социальной интеграции подсчитало, что чешская социальная система потратит 13 миллионов крон на каждого человека, которого не лечили таким образом в течение жизни. Так что это никому не окупается.

«Успех Trm зависит от двух вещей: хорошего общения с семьями и работы с преподавательским составом», - говорит Марта Миклушакова из Агентства социальной интеграции. Он следует за местным фондом как одна из образцовых школ, где даже в сложных условиях учащимся удается развиваться. «В школе хорошие отношения с детьми и родителями, она умеет с ними общаться, они давно над этим работают. Однако не менее важна система руководства, оценки и повышения квалификации учителей. Работа утомительна, учитель терпит неудачи гораздо чаще, чем где-либо еще. В то же время в школе в Трмице почти нулевые колебания, там всем хорошо ".

У пятидесяти из 320 местных детей есть особые образовательные потребности (у многих других нет официального диагноза, но скучная домашняя обстановка не способствует их обучению), но незаконченная начальная школа «к счастью» - одна, максимум два ученика в год. «Часто детям, которых перевели к нам на основании вмешательства кураторов из муниципалитета, потому что у них были проблемы в первоначальной школе. Они приехали сюда, например, в качестве повторных студентов, и им больше не удавалось делать великие чудеса », - объясняет Мари Готфридова.

В прошлом году трое учеников закончили восьмой класс, остальные 29 перешли в девятый. Двадцать один из них пошел в среднюю школу с аттестатом средней школы (трое из них - в среднюю школу), остальные 11 - в ученичество. Все выпускники были допущены к интересующему их обучению.

Погляди

Час гражданственности в исключительном сочетании с обеими девятками - требовательная дисциплина. Тема: психология. Все начинается с теста. Это не оценки, студенты могут работать вместе, тогда ответы обсуждаются вместе. Знания детей не находка, но все стараются, никто не зашивает, учитель их даже не оставляет. Урок проходит в быстром темпе и в позитивном настроении. Учитель не читает лекцию с доски, он не кричит. Ошибочные ответы проходят, при этом он не забывает ценить ни одного, хотя бы близкого к истине.

Тест написан, но сотрудничество разрешено. Фото: Катержина Ланска

Это не совпадение, и это не просто характер конкретного учителя. В Трмице знают, что в атмосфере недоверия обучение никому не пахнет, и именно в этой среде пассивность - величайший враг. Вот почему на школьных стенах висят мотивирующие цитаты Стивена Хокинга: «Смотри вверх на звезды, а не на свои ноги» или «Никогда не переставай работать. Работа дает вам смысл, а жизнь без нее пуста ».

Из того же сознания растет большое внимание, которое в Трмице уделяют музыке, танцам или спорту. Школа предлагает двадцать послеобеденных занятий, чтобы развить хорошее и дать каждому возможность преуспеть. Это не значит, что проблемы исчезнут. Например, в вопросе прогулов база Трмка является образцом для других школ Усти - даже тех, которые считаются «престижными». Частые пропуски занятий обычно являются первым шагом к тому, что ребенок в конечном итоге вообще перестает ходить в школу или не учится.

Не теряйте ни дня

«Уважаемый директор, в настоящее время мы имеем дело с большим потоком присланных предложений о пропусках без уважительной причины в некоторых конкретных школах. Мы считаем, что ваша школа может быть хорошим примером в том смысле, что предложения поступают от вас минимально, а ваша работа с учеником и, следовательно, с семьей очень эффективна », - говорит директор Мари Готфридова в своем офисе из только что полученного письма. от Управления социальной и правовой защиты детей города Усти-над-Лабем (OSPOD).

Школы часто не справляются с прогулами. Обычно они добавляют ученику часы, которыми не уделяется должного внимания, а когда их 25, он обращается к OSPOD. Но он подавлен, он получит решение через несколько месяцев. Семья тем временем живет верой в то, что никто не заметил отсутствия, и они растут.

В Трмице ни один день не может мотивировать мотивационное соревнование «Непромарни» - класс с наименьшим количеством пропущенных часов получает две тысячи крон за мероприятие или поездку, отдельный человек может выиграть таблетку. «Дети испытывают это, иногда до крайности, когда наши родители называют нас, что ребенок хочет пойти в школу с лихорадкой», - смеется Мари Готфрид.

Обычно без прогулов семь или восемь детей, один из которых нарисован. Поход в школу за планшетом, вероятно, не является правильной мотивацией, но школе Трмице нельзя отрицать, что она никогда не перестает думать о том, как решать проблемы.

Однако основа успеха - работа с семьями. Рецепт такой: своевременность и готовность помочь. «Как только наступают первые пять или шесть часов отсутствия, мы начинаем мероприятие: обычно школьный ассистент идет к семье и действует в соответствии с ситуацией», - описывает Мари Готфридова.

Иногда достаточно хорошо объяснить, что школа должна контролировать посещаемость, и спросить причину, по которой ребенок не пришел. Иногда помощница просит кого-нибудь из семьи пойти с ней в школу. Время от времени он сотрудничает с ассоциацией рома Романо Ясница , сотрудники которой также поддерживают контакты со своими семьями.

Дружеский подход важен. "Не ставьте своих родителей в роли виновников. Отвечайте с пониманием - иногда мы узнаем, что мать легла спать с лихорадкой и не смогла ухаживать за шестимесячным ребенком, поэтому она оставила дома старшего брата или сестру. Мы попросим ее перезвонить нам в следующий раз и сказать правду », - поясняет директор.

Большинство родителей положительно отзываются о таком подходе. Чем раньше будет разрешено отсутствие, тем больше шансов на понимание, убеждены в Трмице. «Нам нужно будет сообщить о нескольких случаях - у OSPOD есть другие рычаги, сокращения доз и так далее. Но опыт мне подтверждает, что профилактика лучше. Когда приходится хвастаться абзацами, в основном они теряются », - описывает Мари Готфридова.

Школьный помощник играет ключевую роль. «Катька Вышинова - цыганка, у нее харизма, она добрая, но решительная. И он может почувствовать, что к кому относится. Иногда приходится, скорее, слегка пояснить. Затянитесь в другой раз. Она - большое сокровище для школы ».

Но большинство школ не могут позволить себе такое сокровище. «Социальная работа оплачивается по так называемым шаблонам, что не очень системно. У школ есть ограниченный бюджет, что означает, что они сначала удовлетворяют свои потребности, которые сжигают больше всего. У них обычно есть помощник, который в последнюю очередь ходит в семью, в первую очередь, для получения образования », - поясняет Марта Миклушакова из Агентства социальной интеграции.

Как они дошли до ассистента в Трмице? Школа участвует во всевозможных проектах развития Министерства образования или Университета Яна Евангелиста Пуркине в Усти-над-Лабем - например, благодаря сотрудничеству с ним у нее есть специальный педагог или два координатора совместного обучения. Они отображают то, что происходит в сфере инклюзии.

Ледоходы на классных собраниях

Сегодня четверг, половина седьмого вечера, но во многих школьных окнах все еще горит. Между прочим, в 6. Б. Несколько человек сидят вокруг одной из скамеек. «Мы познакомились, Войта, для тебя, меня, твоей учительницы, мамы, папы и помощницы ассистента», - слишком описательно начинает учитель, но она знает, зачем она это делает. Ощущение, что все встретились в школе именно из-за Войты, является большим воодушевлением для ребенка.

Это называется трехсторонними встречами, и они не могут похвалить их в Трмице, даже если они потратят во много раз больше времени, чем одно массовое собрание. Важно всегда начинать с похвалы, с резкости того, что идет хорошо. Учитель говорит о том, что Войта ценит (она может помочь) и что важно для класса (она выступает за более слабого). Затем он передает информацию от отдельных учителей. «С точки зрения географии это похоже на тройку, но у меня есть заметка от учителя, что если бы вы были более вовлечены в класс и приложили немного больше усилий к работе с бумагами, вы были бы номером один», - поощряет он.

Еще один трматический принцип: никогда не придерживайтесь цели, а всегда добавляйте к ней конкретные рекомендации. Затем у ученика есть возможность объяснить, что мешает ему показать максимальную успеваемость. В конце концов, родители говорят об этом. И результатом встречи часто является соглашение о том, что ребенок будет пробовать, что будет делать учитель и что родители помогут улучшить результаты ребенка. Важно всегда иметь некоторую перспективу, надежду.

Трехсторонние люди ломают лед… «К ним приехали семьи, которых мы раньше не видели», - говорит Мари Готфридова. «Тогда им казалось, что они не хотят ходить на занятия, потому что боялись, что все будут плохо говорить об их ребенке на глазах у всех. Чего мы не делали, но у них есть такой опыт, когда они сами ходили в школу ".

Трехсторонние встречи проводятся два раза в год, для них всегда отводится месяц. «Мы получаем много важной информации о ребенке, но, прежде всего, это способствует осознанию того, что мы находимся в одной лодке и ребенок находится в центре внимания», - объясняет директор школы, убежденная в том, что успех в школе зависит от взаимного доверия.

Получите пользу от группы Queen

Сегодня пятница, у совокупных девяток музыкальное образование. На прошлой неделе все были в кинотеатре на просмотре фильма « Богемская рапсодия» , и, поскольку сегодняшняя тема - ритм, педагог Драгослав Странек играет на клавишных инструментах мелодии группы Queen, а дети должны ритмично аккомпанировать им на различных инструментах. Это не музыкальное образование, а репетиция оркестра.

Соединенные девятки, концентрация полового созревания очень высока. Но все они работают вместе. Фото: Катержина Ланска

Фильм о группе Queen соединяет разные сюжеты. Ходить в школу в кинотеатре в Трмице - это не значит убивать одного утром, а как следует подготовиться к просмотру и восстановить его. «Это фильм для образованных людей, поэтому перед визитом мы говорили о том, что это была за группа, в какое время она работала, когда придумывала новую. И речь идет не только о музыке, но и об отношениях, признании различий, вере в себя », - объясняет Драгош Странек, что с этими темами также можно работать в рамках этического или гражданского воспитания.

На следующий час после посещения кинотеатра каждый студент получил работу от Драгоша Странека, независимо от того, что он думал о фильме. Кто-то прокомментировал музыку, кто-то актерский состав, один мальчик написал мне: «Я пришел домой и весь вечер слушал Queen. Обычно у нас не очень хорошо получается наш, но они слышали это и тоже приходили в мою комнату, чтобы послушать ».

В конце урока ученики пытаются спеть О, сынок, сынок. «Это сюрприз для директора на следующем школьном концерте», - объявляет учитель. «А будет ли счастлива директриса?» - спрашивает одна девушка, и становится ясно, что в этот момент ей больше ничего не нужно.

Нет магии

То, что происходит в Трмице, - не волшебство. Практика учителей аналогична практике экспертов современной педагогики, таких как знаменитый британский учитель Дилан Уильям, который начинал как учитель математики в школе, полной немотивированных детей из социально неблагополучных семей. Вкратце: учитель уделяет детям индивидуальное внимание, постоянно следит за тем, чтобы к нему обращали внимание каждый из учеников, и старается их всех мотивировать. Он тихо упрекает и громко ценит.

Мари Готфрид подчеркивает, что это не конкретные педагогические процедуры, а скорее чувство, которое ниже их: что школа - это услуга и что дети сталкиваются с учителями, которые уже понимают, что они не бюрократическая контора.

Он относительно ясно понимает природу «службы»: обычно он соглашается с учителями в том, каким должен быть выпускник школы - ответственным, независимым, творческим, чутким, способным, добросовестным, надежным и внимательным, он должен сотрудничать и помогать, у него есть обаяние и искра. «Но что мы делаем в школах, чтобы все это развивать? Учитель придумывает объяснение, дети должны сидеть спокойно, затем записывать материал и через два дня воспроизводить его. Желательно теми же словами. Как мне развить творческие способности, ответственность, сотрудничество, мотивацию? »- спрашивает Мари Готфрид, отвечая:« Ничего подобного ».

Они опережают свое время

Методы, которые работают в Трмице, используются и в других школах, но они должны сами их придумывать - методологии нет. Успех школ зависит от личных качеств директоров и уровня их активности, их способности получать информацию, а также финансовой поддержки за счет грантов. Им нелегко. Особенно, если их не поддерживает учредитель. Как в Трмице.

«Меня немного раздражает состав детей, хотя, конечно, это связано с составом населения», - прямо говорит мэр Трмича Яна Обрехтова и, вероятно, цыгане. По ее словам, уровень образования в школе снижается, потому что она адаптируется к более слабым. Говорят, что родители тоже это воспринимают, поэтому часто водят своих детей в школы Усти. Но у мэра нет статистических данных или доказательств своих заявлений.

По словам Мари Готфридовой, трое или четверо детей из водозабора не ходят в школу в Трмице каждый год, а четыре года назад была обнаружена мать, которая бросила своего первокурсника в ноябре на том основании, что в классе много учеников рома. О других подобных случаях директору не известно.

Чешская школьная инспекция (ČŠI) последний раз была в школе в 2014 году и считает, например, что поддержка социальной грамотности, качественная и продуманная система досуга или позитивный климат выше стандартов. «Мы чаще посещаем школы, где есть проблемы. У нас нет сигнала из Трмице, что школа уйдет с дороги и будет развиваться в неправильном направлении », - говорит Варя Паучкова, директор Инспекции Усти-над-Лабем CSI. Трмицкая школа опередила свое время.

Почему такого больше нет? Тот же вопрос был задан штаб-квартирой CSI, поэтому он начал отслеживать такие же успешные школы и записывать их процедуры в отчет с примерами вдохновляющей практики. Среди восьмидесяти школ, находящихся под наблюдением, есть и Трмицкая. «Школа создает равные возможности для обучения учеников независимо от их социальной или культурной принадлежности, предоставляет им меры поддержки, развивает в них толерантность и следит за тем, чтобы ни один ученик не был исключен из команды», - объясняет заместитель инспектора Центральной школы Ондржей Андрис.

Злость - это призыв о помощи

У Мари Готфрид сегодня необыкновенное время в классе, потому что с одним мальчиком проблемы. Он переехал в Трмице из школы в Усти-над-Лабем, где с ним не знали, что с ним делать, и здесь он пытается приспособиться, обманывая и наглость. Он разбивает часы, кричит, много ругается. Некоторые одноклассники ценят его за это. Режиссер уже провела трехчасовое интервью с матерью, которая рассказала, что тоже не знает, как обращаться с сыном.

"Ни один ребенок не злится только потому, что он этого хочет. Часто это призыв о помощи. Когда вы признаете это, вы смотрите на это по-другому. Мы не должны соревноваться с ребенком », - объясняет он позже. В Трмице практически не используются формальные наказания - выговоры или отягчающие обстоятельства поведения. Он считает, что после хорошего он сможет сделать больше. Хотя иногда это означает многочасовое общение с ребенком и родителями.

«Сегодня мы поговорим о том, что вам нравится в вашем классе», - начинает директриса. Мы хорошие друзья, помогаем друг другу, любим вместе играть на ковре, это звучит по-детски. «А теперь слабые стороны - есть ли у вашего класса слабые места?»

Дети привыкли так же открывать звонки, и известно, что они могут давать и получать обратную связь. Слышны имена конкретных детей, которые больше всего беспокоят других, и когда доходит до того, что можно сделать для улучшения, большинство детей видят масло на своей голове: мне нужно стать лучше. «Интересно, что дети обычно знают, что у них хорошо получается, а что нет, им не нужен наставник, который бы им подсказывал», - комментирует Мари Готфрид.

Урок окончен, директор доволен. «Речь идет совсем не о мальчике, мы не травмировали его, анализируя его, но он знал и мог сказать: вы поможете мне, если не заметите меня. Фактически, он признал, что кричал и ругался, потому что на это был ответ ».

Атмосфера открывает дорогу тем, кто

Отношения между детьми, отношения между учениками и учителями. Отношения.

По словам учителей ТРМ, главное, чтобы дети любили сюда приходить и имели желание работать над собой, - это главное, на что ставятся оценки в табеле успеваемости, а также желание продолжить учебу и взять на себя ответственность за свою жизнь. «Если детям нравится ходить в школу, вам гарантирован 80-процентный успех. Я считаю, что климат - это столп работы в школах. Это еще и путь к своим », - убеждена Мари Готфридова.

Вот почему школа уделяет внимание разнообразному предложению кружков, которые, за некоторыми исключениями, возглавляют сами учителя. Таким образом, во второй половине дня учителя встречаются со своими детьми на другом уровне, что, по словам директора, может быть большим преимуществом для учащихся, у которых есть проблемы.

Видеоклип Трмицкой начальной школы

Ни у кого нет ...

Цены на кольца символические. Школа частично их субсидирует из текущего бюджета. «Это означает, что мы не можем покупать столько новой офисной мебели. Но мы воспринимаем наличие клубов и рациональное использование свободного времени как приоритет », - поясняет директор.

У каждого есть возможность преуспеть в чем-то. И это так. Знаменит, например, школьный оркестр Трмикус. Он записал компакт-диск и даже выступал в Рудольфинуме. На фестивале школьных анимационных фильмов первую премию получил аниматор Trim Клич Живота . Логотип школы был получен в результате конкурса среди учеников, также в школе есть собственное телевидение. В прошлом году девятиклассники почтили память своих учителей, переписав текст песни Майкла Джексона « They Don't Care About Us» на чешский язык Продавая хот-доги, они зарабатывали на аренде студии, где записывали песню и сами снимали на нее клип.

Так выглядят демотивированные студенты из бедного региона? Однако даже такое появится в Трмице. Например, одна девушка, назовем ее Ивета ...

Иногда это просто не работает

История Иветы проблематична: она получила первое образование в практической школе, но потом выяснилось, что ее зачислили туда по ошибке. Однако в обычной школе ее не поймали. «Потом она пришла к нам, мы ее обучали и помогали. Когда она собиралась закончить, она не знала, что с собой делать, и семья не занималась этим. Нам показалось, что она обладала артистическим чутьем и хотела быть среди людей. Когда мы сказали «парикмахерская», ее глаза загорелись », - говорит заместитель директора Драгош Странек.

Он договорился обо всем в школе, договорился о ссуде от организации, которая финансирует учебу цыганских детей в средней школе. Но Ивета не ходила в школу и не приходила на повторные экзамены. «Никто не повлиял на ее семью», - описывает Драгош Странек один из случаев, когда, несмотря на все усилия, с воспитанием ученицы не получилось.

Однако таких детей в Трмице пока было всего несколько, и здесь они хорошо помнят каждого из них. А также положительные примеры того, как ребенок умел правильно управлять. Так, например, у Трмице есть выпускник в Международной консерватории в Праге. Ее зовут Нела Джуджова, и «авторские права» на ее карьеру также принадлежат руководителю школьного оркестра и учителю музыки Драгошу Странеку. Он уже заметил, насколько музыкально это было с маленькой Нелой, и довел ее до вступительных экзаменов в консерваторию. «Я работал с ней над теорией музыки и главным образом мотивировал ее, - вспоминает учитель.

Очевидно, что приверженность преподавателей Trm выходит за рамки обычного содержания профессии учителя. Но где взять столько мотивированных людей в стране, где эта профессия не пользуется авторитетом и адекватной оценкой? Мари Готфридовой повезло, что многие учителя в Трмице ушли на пенсию, и она смогла собрать новый педагогический коллектив по-своему. В нем почти столько же мужчин, что и женщин, многие вернулись к образованию спустя годы, и около трети учителей были привлечены из областей, не связанных с образованием.

Очарование личности, но также и ясное видение. Директор школы Мари Готфридова. Фото: Катержина Ланска

Наверное, обаяние личности, конечно, трудно воспроизвести. Но также и четкое видение того, как должен выглядеть хороший учитель. "Они должны быть педагогическими алхимиками, а не специалистами в области математики или естественных наук. Гораздо более чуткие психологи, которые заводят детей, оценят, как к кому обратиться и как установить с кем отношения, потому что в отношениях все стоит и падает », - объясняет директор.

Они приходят из школы и улыбаются

«Первые несколько дней она пришла из школы и сказала:« Мама, я как мечта », - рассказывает Сильвия Вильчек о своей дочери Сильве. Семья переехала в деревню недалеко от Трмице, в том числе потому, что в первоначальной школе в районе Брунталь отношения разорвались, и тринадцатилетняя Сильва оказалась на грани душевного краха.

«В спортзале у них был директор, который обращался к детям, и моя дочь позвонила. Мы решили это через педагогического консультанта, классный руководитель был тронут тем, что мы обошли ее, поэтому у дочери уже были проблемы с ней », - объясняет Сильви Вильчек. Девочка по-прежнему была первой и второй в первой половине седьмого класса, она заняла третье место на английских Олимпийских играх, но внезапно ей исполнилось пять.

«Учитель унизил ее на глазах у одноклассников, Сильва со стоном пошла домой. По утрам тошнило, рвало, был понос, врач отправлял ее к психологу, тот к психиатру. Диагноз: стрессовое расстройство, уже под угрозой лечения в стационаре. Психиатр порекомендовал мне не отправлять ее в школу до конца учебного года », - говорит мать.

«Это ужасно для меня, как для матери», - говорит Сильвия Вильчек о своих дочерях, которые бросают школу в восторге.

Прошлым летом семья переехала в северную Чехию, а в сентябре Сильва и ее младшая сестра поступили в школу в Трмице. "Они оба взволнованы. Обучение разнообразное, учителя представляют материал в увлекательной форме и заботятся о том, чтобы все его понимали », - говорит Сильви Вильчек. В предыдущей школе Сильва бросила физику, а в Трмице начала получать от этого удовольствие. "Учитель говорит, что он лучший. Сильва полностью уехал, играя на флейте и укулеле. Светится счастьем. Педагогам интересны отношения на уроках, все решается сразу. Мы еще не испытывали этого ни в одной школе. Когда дочери любят ходить здесь в школу, а когда приходят домой, они улыбаются. И они рассказывают друг другу ".

Все слишком дорого обходится случайно

Снова возникает вопрос: почему так сложно найти подобную школу, из которой дети возвращаются с улыбкой? «Потому что Мария Готфридова - только одна из них, и пример школы в Трмице показывает, насколько важно педагогическое руководство школы», - говорит Ярослав Фалтын, директор Департамента дошкольного, базового, базового искусства и специального образования Министерства образования.

И это как раз проблема. В чешской системе образования качество школы в значительной степени зависит от личности директора и его способностей. Нет хорошей школы с плохим директором.

Десять рецептов успеха à la Trmice:

1. Нестандартные отношения учителей с учениками.

2. Хорошее знание семей и дружеское общение с ними.

3. Приятный школьный климат: когда детям нравится ходить в школу, это 80 процентов успеха.

4. Хорошая работа с педагогическим коллективом: учителя регулярно делятся опытом, оказывают поддержку. В церкви минимальные колебания, в школе все хорошо.

5. Индивидуальная работа с детьми.

6. Активное участие в проектах министерства или вузов, от которых школа может получить дополнительные деньги - так школа «обзавелась», например, специальным педагогом или двумя координаторами совместного обучения.

7. Инвестиции в помощников - в случае школы с этническим меньшинством важно, чтобы некоторые помощники были из этой среды.

8. Трехсторонние встречи - построение взаимного доверия.

9. Интересное обучение, упор на положительную мотивацию - в атмосфере недоверия никто не чует учения, пассивность - самый большой враг в этой среде.

10. Разнообразное предложение колец - чтобы у каждого была возможность в чем-то преуспеть.

Тем не менее, отсутствует система обучения директоров и их карьерного роста. «Государство не только еще не предлагает поддержку школам, которые, как и школа в Трмице, передвигаются в социально сложной местности, но и не решает, как привлечь способных людей на должности директоров таких школ», - говорит Томаш Фержтек, который долгое время следил за чешским образованием.

По его словам, директора попадают на свои должности случайным образом, зачастую без необходимых для такой работы компетенций. В лучшем случае они дополняют свои знания только впоследствии, индивидуально, без четкого руководства со стороны министерства. «Нам нужно сначала изменить это, если мы хотим, чтобы была возможность, что примеры передовой практики, такие как практика в Трмице, распространятся на всю систему образования. На данный момент это совершенно случайное «заражение» ».

Директор пытается изменить эту жизнь , первую программу, но инициированную некоммерческим сектором, которая стремится систематически обучать директоров. «Прежде всего, им не хватает долгосрочной поддержки и возможности делиться с людьми, занимающими те же должности», - объясняет Либор Поспишил, менеджер двухлетней программы. По его словам, этот курс направлен на развитие режиссерских компетенций, которые оказывают наибольшее влияние на детей и их удовольствие от обучения.

Trmická základka готова поделиться своим опытом. Это просто вопрос предоставления возможности большему количеству школ применять его процедуры. А также учредители, которые их поддержат. «Иногда это требует больших затрат энергии, и если мне иногда приходит в голову мысль об избиении, то это не из-за самого большого школьного бригады, а из-за мэрии», - говорит Мари Готфрид об отношениях с основателем.

Но он еще не сдается. Каждый день он приходит в школу с идеей: «Не ломайте палку о детях любой ценой, постарайтесь пробудить в них ответственность за свои судьбы. На каждого из них, готового или неподготовленного, оборванного или разбросанного, он смотрит на меня мило или дерзко, с домашним заданием или без него. Я здесь ради него, и я должен сопровождать, мотивировать и создавать условия, чтобы он куда-то переезжал ».