Все, кто любит музыку, конечно знаком с творчеством одного из изящных пилонов (не могу сказать столпов, звучит грубо) барокко, одного из величайших композиторов Франции Жана Батиста Люлли. Его великолепная звенящая музыка незабываема для тех, кто хоть раз ее слышал. Если вы бывали в Версале, вы наверное представляли, как звенели хрустальные подвески в сверкающих люстрах, а в зеркалах отражались прекрасные оркестранты в расшитых камзолах и пышных париках с длинными буклями.
Поистине эпоха барокко была великой. Свежевозведенный на болотах Версаль с роскошными залами, покоями и зеркальными галереями, великолепный двор, дамы в шелках и бриллиантах, мужественные кавалеры в кружевных манжетах и белоснежных воротниках, духи и перья. Молодой король Людовик XIV делал первые самостоятельные шаги, последовательно выбираясь из-под влияния властной и холодной Анны Австрийской, много лет правившей вместе с могущественным кардиналом Мазарини.
Впрочем, кто являлся фактическим правителем Франции, понимали все - Анна была лишь номинальной королевой. Монарх в красной муаровой мантии крепко держал Францию под уздцы, а влюбленная стареющая королева не замечала, что ее старший сын вполне сформировался как монарх и жаждет править сам. Пока кардинал и королева вершили судьбы страны, не выходя из роскошной спальни, король танцевал.
Молодой Людовик любил музыку, представления, поэзию и особенно балет.
Привлекательный скрипач и гитарист Джованни Баттиста Лулли из Флоренции, учитель итальянского языка принцессы де Монпансье, племянницы герцога де Гиза, появился при французском дворе очень кстати. А ещё красавец Лулли очень кстати умел хорошо танцевать. Молодой король, обожавший антраша и аттитюды, нуждался в музыке к балетам, в сюжетах для них и в партнёрах по танцам. Лулли, скоро оказавшийся не у дел из-за участия принцессы во Фронде, постарался закрепиться при дворе в качестве придворного музыканта.
Он умолял короля сделать его французом и позволить служить новой родине и его величеству.
Кардинал Мазарини умер, королева в тот же день лишилась места в государственном совете, а молодой Людовик стал полноправным королем, эпоху которого назвали великой не только из-за политических и военных успехов монарха, правление которого было одним из самых длительных в истории. Он правил 72 года и 110 дней.
Королева Анна Австрийская страдала от рака молочной железы. Она перенесла несколько операций, опухоль удаляли, но она появлялась вновь. Наконец она отдала Богу душу после радикальной мастэктомии, которую произвел придворный лекарь прямо в ее покоях безо всякого наркоза. Ужасный конец прославленной Дюма- отцом королевы.
Король вскоре перестал танцевать. Ему было чуть за тридцать. Но музыка сопровождала его повсюду. Джованни Баттиста Лулли стал французским подданным Жаном Батистом Люлли, и в должности главного инспектора королевской музыки сопровождал короля повсюду, наполняя музыкой всю его жизнь, вплоть до любовных свиданий.
Король настоял на женитьбе разносторонне сексуально ориентированного флорентийца, любовные приключения которого даже для французского двора были слишком вызывающими. От дочери придворного музыканта родилось двое сыновей, ставших композиторами, как и их отец.
Особым жанром были спектакли, поэтическая основа которых принадлежала великолепному Мольеру, а музыка - Люлли. В представлении "Мещанин во дворянстве" Мольер и Люлли не только были полноценными соавторами, но и партнёрами по сцене - Мольер играл Журдена, Люлли - Мустафу.
Годы совместного творчества Люлли и Мольера под покровительством Людовика стали великим веком французского искусства.
Люлли всегда было тесно в одном жанре. Испытывая творческую ревность к искромётному таланту Мольера, Люлли обратился к новому для Франции жанру оперы. Он создал то, что можно смело назвать начатками современной оперы. Это были уже не церковные оратории и не мелодраматические представления, это были музыкальные произведения "полного метра", главное внимание в которых уделялось именно вокалу. Да и пути двух гениев постепенно расходились - Мольер страдал чахоткой, его величество больных людей не переносил, а преданный Люлли во всем поддерживал своего монарха. Актер, выплевывавший куски своих лёгких в перерывах между монологами, начал угнетать и композитора, и короля. Свою самую смешную пьесу "Мнимый больной" Мольер сыграл для публики, битком забившей Пале Рояль, среди которой не было короля. Играя в последний раз, Мольер вызывал гомерический хохот публики, так и не понявшей, что великий актер умер прямо на сцене, а не упал для того, чтобы ещё пуще рассмешить публику.
Вторым из великой творческой группы ушел Люлли. Утративший внимание короля после его женитьбы на чопорной ханже мадам де Ментенон, Люлли оказался в тени. Исполняя Te Deum по случаю избавления его величества от хвори, Люлли случайно проткнул стопу жезлом- батуттой. Оркестр и хор пели по темпу, который композитор выстукивал специальной тяжёлой тростью с острым наконечником. Громче музыка - сильнее удары. Рана нагноилась, и началась гангрена. Спустя два месяца великий Люлли скончался в мучениях, отказавшись от ампутации.
До изобретения лёгкой и безопасной дирижерской палочки оставалась ровно 130 лет.
Последним из великих артистов великолепного века в мир иной отправился король. По иронии судьбы он умер от гангрены, заявив, что монарх не может быть безногим.
Вы только представьте, как танцевал король в представлениях Люлли и Мольера. Ах, эти французы! Шарман и манефик!