Найти в Дзене

ИСКУССТВО ОСАДЫ В МЕЗОАМЕРИКЕ

После того, как линия обороны бывала прорвана или же после гибели офицеров, разбитая армия могла бежать к своему городу. По большей части, армии Тройственного Союза не сталкивались с укреплениями. Искусство ведения осады было у них развито невысоко, поскольку линии снабжения не были развиты достаточно для того, чтобы поддерживать астекскую армию на одних и тех же позициях в течении долгого времени. Если противник бывал предупреждён, то он мог возвести брустверы или палисады, но они преодолевались при помощи лестниц. Против ворот и стен использовались тараны, а также подкопы, которые велись с использованием кирок. Но самым оригинальным видом укреплений был сам город.

Археологи отмечают, что города Мезоамерики в то время не имели линейной планировки. Например, ранний постклассический город Тула имел улицы, запутанные до степени лабиринта. Это было частью оборонительной стратегии общины. Враг не мог проникнуть в центр города, не зная особенностей пути туда; его можно было заманить в тупики и там атаковать со всех сторон и сверху. Так было и в Теночтитлане. Во многих случаях тлашкаланцы и испанцы были на грани уничтожения в ходе уличных боёв. Им потребовались месяцы, чтобы овладеть городом, где сражение шло за каждый дом.

В сходных ситуациях сами астеки прибегали к услугам военной разведки. Это было делом почтека или групп странствующих торговцев, которые служили в равной мере и послами и шпионами. Они постоянно странствовали по торговым центрам всей Мезоамерики. Так как рынки обычно примыкали к священным участкам, то почтека хорошо знали прямые пути через город.

Священные участки зачастую бывали обнесены стенами, а храмовые пирамиды, стоявшие там, могли использоваться, как убежища или цитадели. Такие пирамиды могли иметь в высоту более 30 метров, а на их ступенчатых платформах могли размещаться войска, храниться оружие и камни для обороны от захватчиков. Раскопки Тлателолько и теночтитланского Темпло Майор (Великого храма) дали прекрасные примеры этих оборонительных приспособлений.

Во время правления Ашаякатля (1468-1479) Теночтитлан распространил свою власть на весь остров, включая общину Тлателолько, которая имела собственного правителя по имени Мокуиуиш (Moquihuix). Тлателолько стремилось к господству над Теночтитланом. Мокуиуиш обвинил группу князей-теночков в похищении тлателольканских женщин. Он разработал план свержения Ашаякатля. Двинувшись по ночным улицам, тлателольканцы атаковали теночков, но были отражены. Вспыхнула война и теночки оттеснили тлателольканцев в один из городских районов, где окружили и перебили их. Мокуиуиш отступил к священному участку своего города и укрепился там на пирамидах. Через несколько часов Ашаякатль сумел пробить стены и лично стал теснить Мокуиуиша по ступеням его Темпло Майор. На вершине они сразились в поединке. Ашаякатль столкнул Мокуиуиша с пирамиды и тот рухнул на площадь. Тлателолько был разрушен до основания и стал штаб-квартирой почтека.