Баку - театральный город. С традициями. Со славным прошлым и ярким настоящим. А начиналось все примерно так же, как и везде - игры, танцы, бродячие артисты, только все это, конечно же, с восточным колоритом: вместо лапты -"кёсалдыгач" (азербайджанский эквивалент поло), вместо "бранля" - танец "Яллы" ("Кёчяри"), вместо скоморохов - представления дервишей, вместо бандьератори - кяндирбазы (канатоходцы), а еще «заклинатели» змей, театрализованные сценки «Кечал пехлеван» («Лысый богатырь»), «Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Тапдыг чобан» («Пастух Тапдыг») и другие.
Так же как и везде очень популярными были народные кукольные театры. В Азербайджане они назывались килим-арасы («из под ковра»), потому что в отличие от, например, "вертепных" театров, кукольник скрывался под ковром - килимом. И так далее, и так далее...
Ну а уже во второй половине XIX века в Азербайджане возник театр европейского образца. Основоположник азербайджанской драматургии Мирза Фатали Ахундов, которого называли "мусульманским Мольером", в годы своей службы в Тифлисе, который к тому времени уже стал культурным центром Кавказа, проводит много времени с ярчайшими представителями русской и европейской интеллигенции, писателями, поэтами, учеными-востоковедами: Я. П. Полонским, Н. В. Ханыковым, А. Берже, Тадеушем Лада-Заболоцким, Ф. Вердеревским, Одоевским, А. А. Бестужевым-Марлинским ( который, кстати, обучался у Ахундова азербайджанскому и персидскому языкам, а взамен помогал ему в изучении русской литературы). Все это, несомненно, оказало влияние на творчество начинающего литератора и его философские воззрения.
Первый Азербайджанский профессиональный спектакль был поставлен по пьесе М. Ф. Ахундова «Визирь Ленкоранского Ханства». Случилось это 10 марта 1873 года на сцене Бакинского общественного собрания по инициативе педагога реального училища Гасанбека Меликова-Зардаби и студента училища Наджаф-бека Везирова. С тех пор 10 марта отмечается в Азербайджане, как день Национального Театра. Дальше были многочисленные постановки в Баку, Шуше, Нахичевани, Гяндже и Нухе. Организаторами спектаклей выступали яркие представители ахундовской школы драматургии Наджаф-бек и Гашим-бек Везировы, Нариман Нариманов, Джалил Мамедкулизаде, Сулейман Сани Ахундов и др. Росло число профессиональных трупп, росло число драматургов и режиссеров-постановщиков.
Нефтяной бум конца XIX начала XX веков определил дальнейшее бурное развитие Азербайджана. Еще бы! Ведь В 1901 г. бакинские нефтяные промыслы дали 11,4 млн. т нефти, что составляло 90% общероссийской и 50% мировой добычи нефти. В Баку устремляются нефтепромышленники, ученые, рабочие из России и всего мира. По проекту инженера В. Г. Шухова (того самого, помните? Телебашня на Шаболовке!) строятся первый нефтепровод и первые цилиндрические нефтехранилища. Строятся они по заказу Людвига Нобеля, основавшего в Баку компанию "Товарищество братьев Нобель"( вот где зарождалась Нобелевская премия!). Баку становится привлекательным и для представителей творческих профессий: архитекторов, художников, литераторов, актеров и театральных антрепренеров. Растет число зрителей и, соответственно, театральных деятелей. В нефтедобывающих районах получает развитие любительский театр. Из актеров театральных кружков формируется специальная труппа, получившая название «Джамийет» (Общество), которая должна была представлять спектакли рабочим-нефтяникам.
С приходом Советской Власти наступает новая эра азербайджанского театра. Все коллективы были национализированы, разрозненные труппы объединены, актеры зачислены на государственную службу, а театры получили стабильное финансирование. Конечно же, в интернациональной столице Советского Азербайджана просто обязан был был появиться русский театр. Он и появился. В 1920 году создается русский сатир - агиттеатр.
Возглавил театр бакинец, замечательный сценарист, Владимир Захарович Швейцер. Удивительный человек - журналист, публицист, талантливый писатель, Владимир Швейцер обладал неуемной энергией. Он писал статьи, выступал в клубах, редактировал журналы, дружил с Есениным, Алексеем Толстым и Константином Марджанишвили. Судьба свела его и с кино: он заведовал сценарным отделом киностудии «Межрабпомфильм», был главным редактором «Союздетфильма». Сотрудничал с Я. А. Протазановым - написал сценарии к знаменитым "Празднику святого Йоргена" и "Бесприданнице". Не одно поколение советских детей выросло на фильмах великого сказочника Александр Роу: "Кащей Бессмертный", "Конёк-Горбунок", "Василиса Прекрасная". Автором сценария этих шедевров детского кино был также Владимир Швейцер.
В качестве Главного режиссера и художественного руководителя, он возглавлял театр с 1920 по 1929 год и с 1941 по 1956 год. В 1923 году театр переименовывают в Бакинский Рабочий Театр, а Швейцеру удается из сатирического агит-театра - небольшого театра миниатюр, создать полноценный драматический коллектив.
В 1924 году при Бакинском рабочем театре открывается Студия практических занятий, которую возглавляют «мейерхольдовцы» — режиссеры В. Фёдоров и С. Майоров и актёр Михаил Жаров. Да, великий Михаил Иванович Жаров служил в Азербайджанском театре! Он выходил на сцену в более чем 20 спектаклях, среди которых "Горе от ума", "Любовь Яровая", "Женитьба". Здесь же состоялся его режиссерский дебют - спектакль "Первая конная", по пьесе Всеволода Вишневского. Сам Жаров так вспоминал о своей жизни в Баку: "В Баку, в 1926 году, открылась новая страничка моей жизни в театре. Страничка поучительная во многих отношениях... Здесь зритель не просто смотрит спектакли, - он следит за работой театра...я буду работать не в провинции, где надо завоевывать город, а в театре, где "аншлаг" - событие естественное, где зритель - строгий критик и судья..."
"Строгий зритель" обожал Жарова, его попросту считали бакинцем. Кстати в 1964 году Михаил Иванович был удостоен звания Народного Артиста Азербайджанской ССР.
Авторитет Швейцера, его энергия творили чудеса. В Баку по его приглашению приезжают актеры из Москвы, Одессы, Иркутска: С. Танеев, К. Лаврецкий, Н. Снежина, Л. Литвинова, О. Ланская, Н. Лещинская, Л. Морозова, А. Горский, Н. Коломенский, Н. Соколов, С. Климов, Н. Рогожин и другие. Для участия в спектакле "Пугачевщина" в Бакинский рабочий театр была приглашена Фаина Раневская. Постановка имела оглушительный успех, и актриса решила остаться! "Играла много и, кажется, успешно. Театр в Баку любила, так же, как и город. Публика была ко мне добра", - вспоминала Фаина Георгиевна.
Вообще огромное количество замечательных, хорошо известных и горячо любимых в СССР актеров, так или иначе связаны с Бакинским Русским театром.
Прекрасный драматург Леонид Зорин, бакинец, автор пьес "Друзья и годы", "Варшавская мелодия" и, конечно же, "Покровские ворота", так писал о русском театре: "В первые послевоенные годы, когда наряду с университетом кончал я заочное отделение Литературного института имени Горького в Москве, надо было определяться. Бакинский театр принял Швейцер, он пригласил меня в завлиты, о лучшем нельзя было и мечтать!". Великий драматург почти три года заведовал литературной частью Бакинского Русского драматического театра.
Огромную роль в творческом становлении театра сыграли режиссеры:
А. Грипич, В. Федоров, А. Иванов, Г. Георгиевский, А. Ридаль, Б. Великанов, К. Степанов-Колосов, Я. Ярославский. С огромным успехом на сцене театра шли спектакли: "Фронт" А. Корнейчука, "Русские люди" и "Жди меня" К. Симонова, "Аленушка" Л. Леонова. Одним из первых в стране театр поставил спектакли по пьесам Н. Погодина "Человек с ружьем" и "Кремлевские куранты".
В 1956 году театр стал называться Азербайджанским государственным русским драматическим театром имени Самеда Вургуна, но для большинства бакинцев он так и остался "Русским Театром" или "Русской драмой".
В разные годы театром руководят прекрасные организаторы и блестящие режиссеры: Энвер Бейбутов ( кстати, старший брат Рашида Бейбутова), Магеррам Ашумов, Мехти Мамедов. Молодые режиссеры-новаторы предлагают современные трактовки русской и зарубежной классики, смело берутся за пьесы современников: Мирзы Ибрагимова, Сабита Рахмана, Энвера Мамедханлы, Игнатия Дворецкого, Ильяса Эфендиева, Э. Радзинского, Имрана Касумова, Михаила Шатрова, Рустама Ибрагимбекова, Александра Вампилова, Александра Гельмана, Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Именно в Русской Драме начиналась творческая биография замечательного советского российского режиссера Глеба Борисовича Дроздова. Потрясающие спектакли удивительной Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой "Мария Стюарт", "Двое на качелях", "Загнанная лошадь" навсегда вошли в "Золотую коллекцию" отечественной режиссуры.
Славу театра составляют потрясающие актеры: К. Бабичева, Р. Гинзбург, А. Фалькович, Н. Шашигоглу, М. Лезгишвили, Д. Тумаркина, С. Якушев, В. Ширье, Г.Колтунова, В.Потапов, М. Адушев, Л. Вигдоров, А. Степанов.
В 60 - 80-е годы в труппу вливаются блистательные актеры: Л. Духовная, В. Щербаков, Ю. Митрофанов, В. Ковтун, М. Ягизаров, И. Перлова, Ф. Поладов, Е. Невмержицкая, А. Никушина, З, Сибилева, С. Мирзагасанов, М. Магеррамов и многие другие.
Русская драма, возглавляемая в настоящее время Народным артистом Азербайджана А. Я. Шаровским, и сегодня продолжает радовать, удивлять, заставляет сочувствовать и сопереживать. Новые идеи, новые режиссеры и актеры привлекают новых зрителей. В этом году театру исполняется 100 лет! Целых сто лет поисков и находок, потерь и приобретений, успехов и разочарований. Сто лет, в которые удалось добиться главного - любви и преданности зрителя.
Баку - театральный город. Искушенный бакинский зритель очень требователен, но однажды добившись признания в Баку, артист навсегда становится "своим", родным. Об этом хорошо знают и российские актеры. «Мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Баку!» – говорит директор Малого театра Т. Михайлова. « У вас прекрасный и гостеприимный город, замечательный русский театр!". Народная артистка России, актриса Малого театра Ирина Муравьева: "Баку – европейский город. Я всегда приезжаю сюда с большим удовольствием. Очень хочется, чтобы бакинскому зрителю нравились наши спектакли."
Театр им. Вахтангова, БДТ им. Товстоногова, Московский театр Сатиры, Ярославский театр им. Волкова, театр "Сатирикон", Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Театр им. Маяковского - вот далеко не полный список замечательных российских коллективов, которые с огромным удовольствием приезжают в Баку со своими спектаклями.
Вот как отзывается о Баку Константин Райкин: "Здесь особая энергетика, свой ритм жизни. Удивительное сочетание традиций Востока и Запада в одном пространстве. Баку для меня очень дорог. Любовь к вашего городу я унаследовал еще и от отца. Он обожал бакинцев. В Советском Союзе было три города, куда отец с удовольствием ездил на гастроли и зрителей которых он особо выделял и любил – Ленинград, Одесса и Баку."
Народный артист СССР Василий Лановой и народный артист России Евгений Князев во время гастролей Вахтанговского театра в Баку отметили особую заботу государства о сохранении русского языка и бережном отношении к Русской Культуре: "Сейчас во многих бывших союзных республиках этого нет”, с сожалением отметили прославленные актеры.
Баку - город театральных фестивалей. В 2010 году Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова впервые в своей истории осуществил гастрольные показы своей программы в Баку. Публике были представлены спектакли Даниеле Финци Паска "Дождь", Виктории Тьере-Чаплин "Оратория Аурелии" и " Свадьба" Владимира Панкова.
Ежегодный Международный театральный фестиваль M.A.P. (music, art, performance) предоставляет бакинцам уникальную возможность познакомиться с современным театром Дании, Эстонии, Германии, Ирана, Италии, Японии, Швейцарии, России и Великобритании.
Да, Баку театральный город. Здесь знают и любят театр. Любят всеми силами души, со всем энтузиазмом и со всем исступлением... почти, как у Белинского. И счастье, когда театр отвечает взаимностью.