В IX веке на правом берегу реки Корень (вблизи современного села Крапивного) было основано укреплённое поселение летописной «северы», которое в XI веке превратилось в большой древнерусский город. Он относился к Черниговскому княжеству, затем к Новгород-Северскому княжеству и был самым крайним на юго-востоке Руси. Просуществовал этот город до 1240 года, когда вместе со многими другими был разрушен во время монгольского нашествия на Русь. С тех пор он исчез и больше уже не возродился".(Википедия). Через город Шебекино: "Датой возникновения Шебекино принято считать 1713 год, когда оно впервые было обозначено на российских картах. Своё название поселение получило по фамилии первого землевладельца, который поселил здесь своих крепостных и основал слободу — подполковника Ивана Дмитриевича Шибеко, бывшего одним из участников Полтавской битвы, который купил 160 четвертей земли у дворянина Н. Р. Маслова и поселил на правом берегу реки Нежеголь своих крестьян. В своем имении, кроме усадьбы, он построил и мельницу. В начале XIX века слобода Шебекина стала центром Шебекинской волости Белгородского уезда Курской губернии. В 1836 году слободу Шебекину купил генерал-лейтенант Алексей Максимович Ребиндер. В центре слободы стояла деревянная церковь Тихвинской Божией Матери, построенная ещё в 1792 году на средства прихожан и доброхотных дателей. На рубеже 1880-х годов рядом с этой старой церковью была выстроена новая, каменная, с одноимённым названием. Часть средств для её строительства выделила семья Ребиндеров. Район образован 30 июля 1928 года в составе Белгородского округа Центрально-Черноземной области. 13 июня 1934 года после разделения Центрально-Черноземной области Шебекинский район вошёл в состав Курской области." (Википедия). С заездом в село Маломихайловка: "Село появилось в XVII веке. Её основателями были строители оборонительной черты. В 1723 году Евсей Михайлович Бекарюков скупил земли и стал хозяином этого села. Напротив села, за рекой на меловой горе растут сосны на мелу Бекарюковского бора. В 1964 году в этом селе проходили съёмки фильма кинорежиссёра Анатолия Буковского «Сумка, полная сердец» по одноимённой повести Владимира Фёдорова." (Википедия), (ссылка на фильм ниже). Увидели в селе процесс восстановления уникального храма XVIII века. "Однопрестольная Успенская церковь с колокольней в слободе Маломихайловка (Бекарюково) была построена в 1785 году трудами помещицы Анны Никифоровны Бекарюковой. В 1837 году помещик Пров Иванович Бекарюков возвёл вторую, Воскресенскую церковь, которая была приписана к Успенской. Воскресенская церковь представляет собой храм в виде трёхнефной базилики, что нетипично для русского храмового зодчества. Церковь закрыли после революции. В восточном крыле здания расположился клуб, в западном – школа. На месте колокольни оборудовали кинобудку. Позже для Дома культуры и школы рядом построили отдельные здания. Храмовый комплекс пытались снести с помощью взрывотехников, но разрушить церковь до основания так и не удалось. Восстановление храмового комплекса началось в 2017 году. В первую очередь была заново отстроена колокольня высотой 18 метров. Ещё семь метров добавил купол с крестом, который установили 26 сентября. Чин освящения креста на колокольню провёл благочинный Шебекинского округа, протоиерей Пётр Иванов" (БелRU). Затем отправились к роднику, святому источнику села Нижнее Березово-Второе. Координаты: N50° 26.179' E37° 06.535'. Далее к главной цели нашего маленького путешествия - "Турецкой горе" села Огнищево. Деревня Огнищево была основана в 1661 году. Царь Алексей Михайлович пожаловал земли по реке Нежеголь атаману Мартыну Огнищеву и его товарищам. Его правнук продал землю помещице бригадирше Федоре Афанасьевне Неклюдовой. Потомки товарищей Огнищева распродали жалованные им земли и разные угодья нежегольским помещикам Старовым и другим. Тут проживали одновременно крепостные крестьяне и однодворцы. В районе села Огнищево есть «гора» (холм), которую местные жители называют «Турецкой», так как на этой горе располагалось древнее Турецкое городище. Поездка носила разведывательный характер. Как говорится, привязались к местности. Более тщательный осмотр (на основании информации, которой поделился местный житель (очень ему благодарны; и за угощения - отдельно), произведём в следующий раз. Завершили наше путешествие посещением пещерного монастыря "Шмарненская пещера". Далее привожу описание пещеры Лежнева Сергея. Родился он в селе Кустовое Белгородской области. В настоящий момент является советником ВРИО Губернатора Орловской области Андрея Евгеньевича Клычкова: "Шмарненская пещера - подземная меловая пещера, бывшая часть монастырского комплекса в с. Шмарное Старооскольского района Белгородской области. Памятный календарь Курской губернии за 1888 год сообщает: «в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 сажениях от проселочной дороги в меловой горе пещере с очень неудачным входом. От него идёт спуск до коридора, затем коридор делится на три прохода с арками, разделёнными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек. В восточной стороне нечто вроде церкви: потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими воротами, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой».
Если сравнить Шмарнеский пещерный комплекс с другими, известными и изученными, такими как Холковские пещеры, Дивногорский монастырь, можно увидеть ряд общих черт. Всё это позволяет сделать вывод об общности исторических событий.
Пещера находится в горе, окружность до 2 километров, покрытой лесами. По народным преданиям на горе был древний монастырь, основанный ещё до татарского нашествия и до сей поры сохраняющийся в памяти народа в форме названия местного урочища «Старый Монастырь» . В подземельях этого монастыря, под мощными меловыми слоями толщиной более 10 метров, скрывались русские люди при появлении здесь татар хана Батыя. Автору этих строк пришлось в 1939 году впервые осмотреть Шмарненские пещеры и описать их, проанализировать историю возникновения монастыря.
В Шмарненскую пещеру часто совершаются экскурсии краеведов. В 1951 году экскурсанты нашли вход в пещеру заваленным и немедленно приступили к работам по его вскрытию. На снимке запечатлён один из моментов этой работы (ч\б снимок в альбоме). Через вскрытый вход в пещеру проникли разведчики, а в качестве стража у входа встала учительница краевед Ильхман В.Г. Пока не обследована пещера, она никого туда из экскурсантов не впускала (второй ч\б снимок в альбоме). Когда ребята проверили пещеру, то дали добро входить (третий ч\б снимок в альбоме). Юные краеведы осмотрели древнюю пещеру, после чего коллективно сфотографировались неподалёку от входа в подземелье (четвертый ч\б снимок в альбоме). Все фото из архива Белых Н. «Частичка Родины». (история Старого Оскола) 1960 год.
Последним обитателем пещер был крестьянин с. Долгая Поляна Владимир Васильевич Костелов, поселившийся там, приблизительно в 1840-годах. Костелев украсил церковь иконами и сам проводил там службы. Очевидно, что Костелов воспользовался готовыми пещерами, так как подобное сооружение одному ему, разумеется, было не под силу.
На сегодняшний день стены и потолок сильно повреждены рубящими предметами, исцарапаны надписями и сильно закопчены." Путешествуйте, друзья! https://vk.com/id180142358?z=album180142358_275325336 https://vk.com/id180142358?z=video180142358_456240432%2F92e2c9dc2a9b174a5a%2Fpl_wall_180142358
К Турецкой горе через село Графовка; через Крапивенское городище: "С V века до нашей эры здесь жили скифы. В VIII—IX веках сюда
6 минут
7 прочтений
8 декабря 2020