Найти в Дзене

Ип Ман. Мастер боевых искусств. Учитель Брюс Ли

Думаю любой, кто смотрел фильмы про восточные единоборства или увлекался её историей, знаком с личностью Ип Мана. Он является мастером боевых искусств в стиле Вин-Чун.
Родился Ип Ман, в 1893 году, в одной из состоятельных, аристократических семейств в Китае, в городе Фошань, самым младшим из детей. У главы семейства была большая ферма, был богатым собственником и ему принадлежали все дома по всей

Думаю любой, кто смотрел фильмы про восточные единоборства или увлекался её историей, знаком с личностью Ип Мана. Он является мастером боевых искусств в стиле Вин-Чун.

Родился Ип Ман, в 1893 году, в одной из состоятельных, аристократических семейств в Китае, в городе Фошань, самым младшим из детей. У главы семейства была большая ферма, был богатым собственником и ему принадлежали все дома по всей длине улицы. Хоть по китайской традиции младшему сыну не полагалось наследовать семейный капитал, Ип Ману была уготована обеспеченная жизнь молодого дворянина. Но, к удивлению родных, у него появилась необычная тяга в боевым искусствам. Как раз в этот период в Китае развивалась культура в которой восточные единоборства были её неотъемлемой частью.

В школе, в которой он учился, неотъемлемой частью программы образование было обучение искусству боя. В результате, уже с шести лет, Ип Ман начал изучать кунг-фу Вин-Чун.

Первым его учителем был знаменитый мастер Чэнь Хуа Шунь. Он был приклонного возраста и скончался когда Ип Ману было 12 лет. Его обучение продолжил его старший ученик, который занимался с ним до 15 лет.

В 15 лет Ип Ман был направлен на обучение в Гонконг, в школу Святого Стефана, где он получил современное образование. Отучившись в 22 года он обратно вернулся на родину и работал в полиции офицером. При этом он продолжал оттачивать свое мастерство, участвовал в поединках с другими бойцами и проводили совместные тренировки для обменивания опыта. У Ип Мана до начала войны с Японией не набирал учеников, обучал только родных и коллегам по работе. Во время оккупации Китая в 1937 году войска вошли в Фошань. Ип Ман не хотел с ними контактировать и в результате потерял работу. Вскоре у него закончились деньги и с помощью материальной помощи друга уехал в Гонконг. После окончания войны вернутся обратно и продолжил работать полицейским. Но потом началась гражданская война и власть в 1949 перешла к коммунистам. Но так как он не поддерживал их взгляды работать полицейским у него не получалось и ему пришлось обратно уехать в Гонконг оставив свою семью в Китае.

-2

Ему было за пятьдесят, не имея денег, без знакомых, оказался в чужом краю. Не оставалось выбора ему пришлось отойти от традиционной передачи боевого искусства и устроиться по преподаванию боевых искусств за определенную плату. После двух лет такой работы он открыл свой зал, где продолжил тренировать. В итоге это стало делом всей его жизни.

В 1962 году к нему приехали его сыновья и тоже начали обучение. В Гонконге слухи о мастере разрослись довольно быстро, а к концу 1960-х годов добрались и до Европы с Америкой. И лишь в Китае имя мастера долго предавали забвению.

В 1967 году мастер был инициатором основания Атлетической организации Вин-Чунь, в которой объединились его ученики. Сейчас эта организация международного уровня, в которой число последователей ежегодно увеличивается.

-3

За несколько лет до смерти он перестал принимать учеников. Исключением стали несколько учеников которых он принимал дома. В 1972 году ему диагностировали анкологическое заболевание гортани. Он начал записывать тренировки Вин-Чунь на плёнку, чтобы передать её будущим поколениям. 1 декабря этого же года он умер. Лишь с наступлением 21 века к нему признали на родине и в 2002 году в Фошане был создан музей Ип Мана.

Музей Ип Мана в Фошань
Музей Ип Мана в Фошань

При жизни он не получал титулов и званий, но на сегодняшний день Ип Мана признали великим мастером Вин-Чунь. Отцовские традиции продолжили сыновья, которые основали школы и преподают боевое единоборство.

Отбору талантливых учеников мастер уделял большое внимание. Он часто повторял: «Ученику нелегко попасть к хорошему Учителю, но ещё сложнее Учителю найти достойных учеников». В те времена сохранить такой тип мышления было сродни чему-то сверхъестественному, ведь за счёт боевого искусства приходилось выживать. Это говорило о том, что, отбирая учеников, мастер осознавал весь груз ответственности за них, потому и устанавливал строгие требования.

-5

За все годы на входных дверях Ип Ман не разместил ни одного объявления о наборе учеников. Он всегда пытался сохранить за собой право самому их выбирать, данного принципа придерживался почти двадцать лет.

Несложное на первый взгляд искусство боя Вин-Чунь почти лишено «пёстрых» движений. Ип Ман, набирая учеников, сразу делал акцент на занятиях базовой техникой. Во время преподавания формы Сиу Ним Тао он строго требовал от учеников правильно использовать силу, принимать стойку, особенное внимание уделять положению поясницы. Часто мастер не начинал объяснение нового до той поры, пока ученик не доказывал ему, что усвоил предыдущую часть. Никогда Ип Ман не давал поверхностных уроков.

-6

Ещё одной особенностью тренировок Ип Мана было то, что для каждого ученика он подбирал индивидуальный подход, в зависимости от образования, физической подготовки и даже от социального статуса. Но главное, на что обращал внимание мастер, – насколько способен ученик усваивать знания. Чтобы его подопечные обучались как можно легче, Ип Ман к каждому из них находил особенные пути.

Важной частью в процессе постижения искусства он считал отработку форм и свободные спарринги. С помощью таких подходов мастер воспитывал у подопечных любовь к искусству боя Вин-Чунь. Также он всегда давал наставление, что боевое искусство нельзя применять для плохих дел, а владеющий им должен быть воспитанным и вежливым. Сейчас снято очень много биографических фильмов об Ип Мане. Они не совсем автобиографические, но посмотреть всем рекомендую.