Найти тему
Русский сталкер

Необычные дома Москвы: дом, в котором жили прототипы героев А. Рыбакова «Кортик»

Арбат, д. 51 фото Соколов Д.С.
Арбат, д. 51 фото Соколов Д.С.

Одним из наиболее выдающихся произведений отечественной детской приключенческой литературы является повесть А.Н. Рыбакова «Кортик». При этом образ главного героя Михаила Полякова имел реального прототипа, который жил на Арбате в доме 51, который также описан на страницах произведения.

Детские мечты

Подобно многим писателям XX века для придания своим произведениям реалистичности Анатолий Рыбаков использовал в своих книгах персонажей имевших реальных прототипов. Повесть «Кортик» стала первым произведением писателя получившая широкое общественное признание. Не удивительно, что историки литературы неоднократно пытались найти прототипа главного героя Михаила Полякова в реальной жизни. Как ни удивительно, но в ходе кропотливых исследований выяснилось, что автор писал мальчика с самого себя. Фактически Анатолий Рыбаков выдает себя буквально с первых глав повести, где рассказывает об отдыхе Михаила Полякова у дедушки с бабушкой в Ревске. В этом же городке завязывается вся интрига произведения. Оказалось, что писатель, как и его герой в 1921 году в годы Гражданской войны также неоднократно выезжал на отдых в небольшой городок Сосновск в Черниговской губернии полностью совпадающий по описанию с Ревском. Очевидно, повзрослев писатель, как любой мальчишка в детстве желавший самостоятельно поохотиться за сокровищами, описал в Михаиле Полякове самого себя.

Сокровища в туберкулезном диспансере

Из воспоминаний писателя известно, что кроме Сосновска, Анатолий Рыбаков часто отдыхал вместе со своими родителями на даче в пригороде современного города Пушкино, расположенного на Ярославском шоссе в полутора десятка километров от Москвы. От станции Клязьма, где обычно Анатолий Рыбаков выходил из пригородного поезда до своей дачи он добирался на велосипеде по живописному сосновому бору. В этих стародачных местах, любила собираться творческая интеллигенция дореволюционных времен. Не удивительно, что в «Кортике» вышедшем из печати в 1948 году Анатолий Рыбаков развязку сюжета поместил в эти полюбившиеся ему с детства места. Одна из заключительных глав «Кортика» так и называется «Домик в Пушкино».

"Дом Терентьевых". Пушкино. Мамонтовка.
"Дом Терентьевых". Пушкино. Мамонтовка.

Именно здесь согласно тексту произведения располагался дом Терентьевых, в котором был найден клад, карта к которому была зашифрован в кортике и его ножнах. При этом дом, а точнее целая усадьба Терентьевых оказалась описана настолько подробно, что жители Пушкино без труда узнали в доме Терентьевых здание туберкулезного диспансера в микрорайоне Мамонтовка, которое действительно выглядит достаточно живописно. При этом Пушкино упоминается и в ряде других произведений писателя, в том числе в знаменитом перестроечном романе «Дети Арбата».

Дмитрий Соколов