Из уст Примадонны российской эстрады Аллы Борисовны Пугачевой за годы её творческой деятельности звучали как шуточные, юмористические и «актерские» песни, так и серьёзные, глубокомысленные и пронзительные произведения. Сегодня я хочу вспомнить песню, которая, на мой взгляд, выделяется из всего творческого наследия певицы. Это одна из самых сильных, пронзительных любовных песен на русском языке. Произведение «Не отрекаются любя» написано композитором Марком Минковым на стихи поэтессы Вероники Тушновой.
Песня начинается…с театра.
В исполнении Аллы Борисовны Пугачевой песня прозвучала и стала всесоюзным хитом в 1977 году. Музыку Марк Минков написал годом ранее. Изначально песня не предназначалась Примадонне. Истоки музыкальной композиции восходят к театру. Конкретно – к столичному драматическому театру имени Пушкина. Минков был приглашен в качестве композитора для работы над постановкой «Мужчины, носите мужские шляпы». Для спектакля нужна была песня.
Марк Анатольевич решил не обращаться за текстом к современным поэтам и поискать подходящие стихи в литературе, начав свои изыскания с допушкинских времен. Композитор вспоминал, как в один непогожий день к нему в руки попала изрядно промокшая книжица под названием «Сто часов счастья». Так назывался последний сборник стихов Вероники Тушновой, которой на тот момент уже не было в живых. Томик сам раскрылся на нужной странице, где было опубликовано стихотворения «Не отрекаются любя». Так выбор текста для песни был сделан самой судьбой.
Согласно данным официального сайта театра имени Пушкина премьера спектакля состоялась 12 октября 1976 года. Этот день можно считать официально задокументированной датой первого исполнения песни. В ряде источников указывается, что в рамках постановки эту песню спела актриса Ольга Родина. Спектакль сегодня помнят разве что самые заядлые и возрастные столичные театралы, а песня узнается многими с первых нот.
Алла Борисовна
Было бы обидно, если бы такая сильная песня осталась в театральной среде, так и не попав на эстраду. Автор позаботился о своём произведении и решил показать его Примадонне. Алла Борисовна взяла её в свой репертуар. Утверждение о том, что исполнитель является третьим полноценным автором песни наряду с композитором и поэтом справедливо для многих хитов, для песни «Не отрекаются любя» в том числе. Певица устраивала на своих выступлениях настоящий «театр песни». По мнению ряда музыковедов и культурологов именно в песне Минкова на стихи Тушновой Пугачева впервые полноценно раскрылась как драматическая актриса. Сама певица говорила, что песня складывалась буквально по крохам, её исполнение определялось прямо на сцене.
«У меня была задача, чем, конечно, я тогда убила Марика: не повториться. То есть каждый раз по-разному спеть. И с тех пор я всегда эту песню стараюсь петь по-разному, потому что её невозможно спеть одинаково. Разные чувства владеют тобой, когда ты поёшь эту песню. – говорила Примадонна.
В дискографии певицы романс был издан на пластинке «Зеркало души» и стал ярким номером легендарной концертной программы «Женщина, которая поёт».
В своём многогранном и обширном репертуаре Пугачева неоднократно выделяла эту песню, называя её в числе лучших и своих любимых.
История любви и стихов Вероники Тушновой
Читая проникновенные, пронизанные глубоким чувством строки, понимаешь, что написать их мог человек, который действительно искренне и очень сильно любил, а потому не удивительно, что появление этих стихов связывают с «личной историей» поэтессы. Известно, что сборник «Сто часов счастья» Вероника Михайловна посвятила своей последней в жизни любви. Это был её коллега по творческому цеху, поэт Александр Яшин. Они встретились и воспылали чувствами, будучи оба уже в зрелом возрасте. Поэт был женат, имел детей и не мог бросить семью. Романтичная, но в то же время типичная история. Показательно название посвященного ему сборника «Сто часов счастья» - непродолжительное время, которое ей довелось провести рядом с любимым, было по-настоящему счастливым.
Стихотворение «Не отрекаются, любя» будто бы действительно написано от лица возрастной, многое пережившей женщины, чьё сердце охвачено пламенным чувством. И история её последнего яркого романа переплетается с содержанием стихов. Несмотря на все преграды, возлюбленные были вместе до конца, во время болезни Яшин навещал её, даря последние минуты счастья. Когда 54-летняя поэтесса угасала в больнице говорили, что она «умирает от любви».
В то, что роман с Яшиным послужил источником вдохновения для написания стихов, можно было бы поверить, если бы не одно но… Текст был создан поэтессой задолго до встречи с Яшиным и до выхода сборника «Сто часов счастья», так что посвящение если и имело место быть, то оно было сделано постфактум.
Многие поэты «датируют» свои произведения, указывая год написания под рукописным текстом. Вероника Михайловна обычно этого не делала, а потому установить точное время появления её стихов сложно. О дате написания «Не отрекаются любя» есть разные версии.
Вдохновителя любовных строк любители песни и поклонники творчества поэтессы изыскивали в вехах её личной жизни. До встречи с Яшиным женщина дважды была замужем. Есть версия, что «Не отрекаются, любя» адресовано второму супругу Вероники Тушновой, с которым они познакомились в 1950 году. Однако, стихотворение, вероятнее, всего ещё древнее.
В посвященном поэтессе сюжете телеканала «Мир» и во многих других источниках официальной датой создания стихотворения указывается военный 1944 год. Тогда ей было 33, будучи медиком по образованию и поэтом по призванию, женщина трудилась нейрохирургом в военном госпитале. В военное время она написала немало произведений, трогательных, трагичных, щемящих, но всё равно пропитанных чувством любви. Считается, что именно тогда, находясь на военно-медицинской вахте, уставшая после дежурства поэтесса и сочинила стихи, начинающиеся со слов «Не отрекаются, любя». Если у них и был реальный адресат, то с точки зрения формальной логики, им можно считать первого мужа. С Юрием Розинским, тоже врачом по профессии, они познакомились ещё до войны, и в 1938 году поженились. В этом браке у поэтессы родилась дочь.
Вероника Тушнова имела достаточную известность уже при жизни, она запомнилась и полюбилась благодаря образной, проникновенной любовной лирике, но благодаря Марку Минкову и Алле Пугачевой поэтесса обрела широкую, посмертную, вечную славу. Наряду с озаглавившим последний сборник произведением «Сто часов счастья» стихотворение «Не отрекаются, любя» часто называют вершиной её поэтического наследия.
Специалисты в области литературы и простые ценители поэзии ставят это стихотворение Тушновой в один ряд с произведениями классиков прошлых эпох. Подтверждением тому может служить хит-парад «самых популярных поэтических строк», составленный на основании исследования, проведенного журналом «Русский репортер». Среди лучших образцов отечественной и мировой поэзии стих «Не отрекаются, любя» занял достаточно высокое 36 место.
До и после Пугачевой. Исполнения песни.
Между песней из спектакля театра им. Пушкина и явлением хита Аллы Пугачевой в истории композиции «Не отрекаются любя» была ещё одна версия 1977 года. В рамках конкурса молодых исполнителей "С песней по жизни" романс «Не отрекаются любя» представила украинская вокалистка Людмила Артеменко, известная своим участием в ВИА «Смеричка» и «Водограй». Однако на фоне Пугачевой предыдущие воплощения этой песни померкли.
После Аллы Борисовны к произведению прикасались многие исполнительницы, в их числе и были и подающие надежды начинающие певицы, и звезды русской эстрады, и драматические актрисы и актеры. Из ныне действующих популярных лиц «актерской плеяды» известны исполнения Екатерины Гусевой и Валерии Ланской.
Не обладающая мощным вокалом, но запомнившаяся своей трогательной наивной манерой исполнения певица Татьяна Буланова исполняла эту песню в современной аранжировке.
«Не отрекаются любя» всегда воспринималась как женская песня, к чему предрасполагает характер стихов Вероники Тушновой, которые будто предназначены для женского исполнения. Формально, в песне нет ни одного глагола в женском роде, а значит она может звучать и от мужского лица. Немало певцов-мужчин пели её, в том числе популярный поп-певец, победитель «Евровидения» Дима Билан.
Своеобразные, но очень уважительные варианты принадлежат отечественным рок-музыкантам. Есть версия от «рокера старшего поколения», вокалиста группы «Аракс» Анатолия Алешина.
Другой представитель русского рока, Сергей Галанин выбрал этот хит для выступления на шоу «Универсальный артист» в программе, посвященной поп-музыке. Это был один из ярчайших номеров Галанина в проекте, где он в итоге стал победителем.
Один из «дуэтных вариантов» этой песни был представлен во втором сезоне проекта «Две звезды». В присутствии исполнительницы оригинала, которая вместе с Галкиным вела эту передачу, «Не отрекаются любя» спели Диана Арбенина и Евгений Дятлов.
Песня многократно фигурировала в программах различных вокальных шоу. Совсем недавно, в текущем сезоне «Голоса» была представлена очередная мужская версия. С подачи Валерия Сюткина песню исполнил участник его команды Михаил Жигалев.
Песня «Не отрекаются любя» за более чем 40 лет своей истории глубоко укоренилась в русской культуре, её строки часто цитируются. Не удивительно, что она может служить источником вдохновения и для современных авторов и музыкантов, её мотивы используются в других произведениях. Мне вспомнилась песня группы «Сурганова и Оркестр» из альбома «Соль» 2007 года под названием «Время познаний", также известная по первой строчке припева "Помни, не отрекаются любя".
Это авторское произведение Светланы Сургановой, отличное и по музыке и по стилистике, и по тексту. Используется лишь одна строчка. Каких-либо комментариев, подтверждающих или опровергающих «связь» между песнями, я не нашел, но сложно поверить, что Светлана Яковлевна, когда писала свою песню, не помнила стихи Тушновой. Подобные отсылки говорят лишь о том, что песня давно стала неотъемлемой частью музыкального дискурса, незыблемой классикой.
Песня живет уже более четырех десятилетий, а стихи и того дольше. Кажется, что текст исторически устарел. На строчку про «трех человек у автомата» часто обращают внимание, говоря, что в эпоху смартфонов по автомату уже никто не звонит. Но несмотря на смену эпох и поколений, на изменения исторического контекста песня продолжает жить, ведь тема – вечная. Чувства, эмоции и «магия хорошей поэзии» никуда не делись. Каждое достойное исполнение вызывает неподдельные эмоции, граничащие с эстетическим наслаждением. И разве можно сказать, что это не великая песня?
Статья имеет ознакомительный, развлекательный характер, написана на базе открытых источников, не содержит глубокой аналитики, не претендует на полноту и на истину последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.