Людям с инвалидностью в России приходится непросто. Нет инфраструктуры для комфортной жизни, нормального отношения общества. Серьезной проблемой также становится обращение государства к ним. Часто медицинские комиссии ставят людям несоответствующую группу инвалидности, будто заболевания не так сильно влияют на их жизнь. А как на самом деле?
Кристине 21 год. Еще 4 года назад вместе со своей большой семьей девушка жила в Новокузнецке. Сейчас они живут в Анапе, так как суровый сибирский климат плохо влиял на здоровье одной из ее трёх сестёр — Вики. Она инвалид с детства и всю сознательную жизнь сталкивается с несправедливым отношением общества. А попытки найти поддержку со стороны государства проваливаются.
О жизни Вики LOCALОЧКЕ рассказала ее старшая сестра Кристина.
Всегда тыкали пальцем и напрямую говорили: «инвалидка»
Вике сейчас 20 лет. При рождении врачи повредили ей тазобедренный сустав. Когда ей было пару дней от роду, она перенесла бронхопневмонию с осложнениями, которые в дальнейшем вылились в задержку физического развития. Ее детство было тяжелым: она научилась ходить в 5 лет, ее ставили на ноги врачи, родители. Мама никогда не теряла надежды, ведь столько врачей было пройдено. Она боролась за ее здоровье, и молилась, чтобы она смогла полноценно жить. Помню, Вика даже сидеть за столом не могла, и мама кормила ее, сидя на полу — специального детского стула у нас не было.
До 3 класса Вика была на домашнем обучении, всегда училась на 4-5, а потом ее перевели в общеобразовательную школу. Несмотря на статус «инвалид с детства», ей отказали в коррекционной школе. Аргументировали это тем, что девочка учится не на 2, а значит, способность к обучению хорошая. Со средней школы ее успеваемость упала, начались проблемы с психикой, которые врачи смогли устранить, но только года за три.
Маме твердили, что у сестры все хорошо, но каждый инцидент в школе давал о себе знать. Отношение сверстников было негативным к ее особенностям, ведь сестра выглядела намного младше своих лет. В школе она впервые столкнулась с буллингом, ее обижали, оскорбляли. Дружила она только с одной девочкой, потому что другие дети никогда не хотели брать ее к себе в компании. Всегда тыкали пальцем и напрямую говорили: «инвалидка». Она очень плакала, переживала. Учителя проводили беседы, но результата не было. На уроке химии в старших классах она села на место другого мальчика, и он сломал ей руку. И учитель, и школа проигнорировали эту ситуацию. В тот день Вика пришла домой и плакала в комнате до тех пор, пока я не увидела ее руку и не сказала маме.
Этих денег хватает максимум на обувь по сезону и на мелочь
Родители переехали, все было хорошо, и тут ей исполнилось 18 лет. Как я уже сказала, Вика имеет официальный статус «инвалид с детства». Нам без проблем его всегда подтверждали, пособия были хорошие, на эти деньги мы ее одевали, покупали ортопедическую обувь, покупали необходимые лекарства. И вот снова нам требовалось проходить ВТЭК (медико-социальную экспертизу) для подтверждения инвалидности. Процедура стандартная. Но вдруг ей ставят третью группу инвалидности, хотя должны были вторую. То есть, это означает, что инвалиды 3 группы могут себя обслужить, спокойно могут устроиться на работу. Им не нужен опекун. Мы понятия не имеем, по какой причине нам дали 3 группу.
Мама собирала много документов, делала запрос в другой город, откуда мы переехали, и все было бесполезно. Присвоили 3 группу. Урезали пенсию, а сестра лишилась множества льгот. Опеку мама, конечно же, не смогла взять. По закону. Тогда мама пыталась найти помощь, и пошла в прокуратуру, на что она не получила никакую обратную связь. Прокуратура никак не отреагировала. То есть, моей маме прямым текстом отказали, и оспорить это решение не получилось.
Конечно, сестра может себя обслужить, но она не может найти официальную работу. Во время лечения она стояла на учете в психиатрической больнице. Ни один работодатель в ней не будет заинтересован, да и ей тяжело будет весь день на ногах, так как у нее рахит (заболевание костей). На эту пенсию в копейки она не сможет жить отдельно, не сможет купить себе вещи, нужные дорогостоящие лекарства. Этих денег хватает максимум на обувь по сезону и на мелочь.
Кто поможет, если родное государство не может защитить?
Сейчас Вика старается помочь родителям и развивает свой аккаунт в TikTok. Конечно, люди видят ее «особенности». В комментариях очень много хейта, но она очень сильная духом девочка. На хейт реагирует совершенно спокойно. Читает с улыбкой и желает этим людям всего самого лучшего.
Это грустно и страшно. Такие ситуации вселяют панику. Оставить ребёнка-инвалида без его же денег. Ну разве так можно? Сколько еще таких детей? Родители ведь не вечны. Кто потом им поможет, если родное государство защитить не может? Какой выход из этой ситуации, если государственные органы не в силах помочь? Выйти на митинг? Митинги для людей никогда ничем хорошим не заканчиваются. Сейчас еще и могут в тюрьму посадить. Многие государственные органы работают не по законам, которым они обязаны следовать. Страдают всегда простые люди. Наш голос нужен только на выборах, не более.
Ирэн Арчая
Читайте LOCALОЧКУ в Дзене и следите за новостями регионов и маленьких людей в нашем Телеграме
Подписывайтесь на нас в Инстаграме