Найти тему
ЛысинаБодрийяра

Главный враг оппозции

“День выборов” Квартета И, вышедший в 2007 году, был документальным кино, а не комедией. В России стандартные электоральные процедуры выглядят нелепо. Выборы проходят относительно прилично в Москве, в некоторых крупных городах и на единичных участках с честными комиссиями. В остальных местах мы столкнемся с хаосом. 

Есть четыре столпа фальсификации для российских выборов: рисование, вбросы, загон бюджетников на голосование и подкуп. Первые 2 исчезают, если избирательная комиссия честна и на участке есть наблюдатели. Наблюдатели появляются на выборах, если есть конкуренция между кандидатами, что случается не всегда. Подкуп и нагон победить тяжелее. Нищета и страх перед “начальством” сильные противники. 

Провести честные выборы в России возможно, но нужно большое количество людей, которые хотят проведения таких выборов. О большинстве россиян говорить не приходится. Их зона ответственности заканчивается за порогом квартиры. Все что за этой границей является опасным местом.

Само человеческое безразличие к политике и к выборам объяснимо. У нас никогда не было культуры свободных выборов. Даже в 90-е главным политтехнологическим искусством было достать побольше водки, которую разливали перед участком. Поэтому поведение старшего поколения понять можно. Они не верят в процедуру выборов. Но вот понять бездействия людей до 35 лет сложно. Они во всем мире не активно идут на участки, но в России их процент от общего числа еще ниже. 

Например, на последние довыборы в городскую думу Екатеринбурга 22 ноября пришло меньше 10% жителей двух районов, где проходили выборы. Это при том, что часть кандидатов вели относительно активную предвыборную кампанию. Люди просто не захотели приходить.

В России всегда низкая явка на локальных выборах. Ну любят у нас мыслить масштабами империи, а не деревни. И доверия у людей к местным властям никакого нет. С этой проблемой Путин решил бороться включив муниципалитеты в “вертикаль власти”. Поправки в Конституцию уже внесены, поэтому скоро города и села окончательно потеряют остатки самостоятельности (хотя Путин и говорит, что этого не случится). Только вот недоверие к муниципалитетам не связано с их неэффективностью. Люди хотят видеть у власти “своих” людей, которым бы они могли доверять. Опять же Екатеринбург. При Ройзмане, который был избранным главой города, доверия к местным властям было намного выше текущего уровня. И вот Ройзман был максимально “своим”.

Антон Буценко/ИТАР-ТАСС
Антон Буценко/ИТАР-ТАСС

В России вообще любят “своих”. Есть такой прекрасный проект “Евробарометр”. Это социологические замеры, которые проводятся по всему миру. Они показывают, что Россияне не доверяют никому кроме своих близких друзей и родных. Остальные, “другие” для нас враги. Россияне не доверяют и власти любого уровня. Но есть еще один показатель, который уникален для РФ и Бразилии. Когда рост доверия к близким людям у нас растет, то мы еще больше не любим власть и незнакомых людей. То есть стремление замкнуться в своей квартире, в своем кругу общения у нас сейчас является нормой жизни. И эта ситуация не изменится к 2021 или 2024 году. Недовольство людей будет расти, но они не пойдут на участки и тем более на протестные акции (Хабаровск - это отдельный кейс, связанный с определенным “менталитетом” людей на севере. По всей России мы такого не увидим). Если оппозиция хочет победить или хотя сдвинуть ситуацию с мертвой точки, то ей придется столкнуться с очень сильным противником. Это человеческое безразличие и страх. Победить их намного сложнее чем Единую Россию.

https://t.me/baudrillard