Найти в Дзене
Главредные мысли

Рубрика Мы рекомендуем: Евгений Гришковец "Водка как нечто большее"

Честно признаюсь, я подвержен вредным привычкам и люблю пообедать или поужинать за стаканчиком красного вина, стопочкой коньячка и т.д. Но вот водку я не очень люблю, хотя она и считается настоящим русским напитком. Как-то у меня с ней отношения складываются не всегда хорошо, да и открыл я для себя ее лишь во время службы в Военно-морской академии.

Но, начав читать труд Евгения Гришковца, я понял, что после поглощения этой книги, я изменю свое отношение к этому напитку. Любви у меня к водочке не появилось, но вот уважения прибавилось. Просто у Гришковца в очередной раз получилось сказать самое важное, самое главное простыми словами, понятными, легко узнаваемыми примерами. Многое из того, что он описывает, знакомо мне по личной жизни, с еще большим я согласен с автором.

Самое главное - это то, как вкусно, живо описывает Гришковец процесс пития водочки. Читаешь строчки, а слюнки текут, кажется, что чувствуешь ртом не только сам этот напиток, но и его неизменную спутницу - закусочку. Судите сами:

"... Или когда два брата после долгой разлуки встретились, затопили баньку, долго парились, выходили на воздух покурить или прыгнуть в снег... А потом снова парились... А в доме женщины накрывали стол, суетились... И вот мужики в чистом исподнем, с взъерошенными волосами, шумно дыша и громко говоря вваливаются в дом... Лица румяные, выбритые, лампочка отражается в блестящих кончиках носов... Садятся они за стол, немедленно наливают по рюмочке и со словами "ну... дай нам Бог!.." смачно выпивают, крякают и, выхватив из глубокой тарелки по вареной, рассыпчатой картофелине, закусывают жадно... "

"А каков вкус водки, которую пьешь под свеженинку, когда забили первого осеннего поросенка? Или под первые соленые грузди в этом сезоне... А под рыжики? Да еще, если уже рюмка налита, грибок на вилочку наколот и вдруг обнаруживается, что сметаны на столе нет. Хозяйка бежит за сметаной, водка согревается, полный рот слюны... Но без сметанки-то нельзя! И вот сметана, и вот рюмка запрокинута, и вот гриб щедро выкупан в холодной, еще почти твердой, из холодильника, хорошей сметане, и вот хруст во рту..."

"Разве заменит в Испании холодный гаспачо в жаркий воскресный полдень холодную окрошечку на остром домашнем квасе со сметанкой, горчичкой, телятинкой или язычком... да хоть с докторской колбаской... с зеленым лучком и прочей зеленью, черным хлебушком... А под нее ледяная водочка! А потом безмятежный послеобеденный воскресный сон... Разве можно сон этот сравнить с сиестой?"

Труд, посвященный водке, читается на одном дыхании, увлекая в просторы русской души, многогранной, неистовой, сумбурной и настоящей, которая не может врать, хитрить, изворачиваться, в отличие от своего владельца. Да, после прочтения таких книг, очень хочется выпить. Но выпить правильно, не уходя в запой, не доводя культурный, может, не самый полезный, отдых до отвратительной пьянки в ее самом низком значении.

А противникам водки, которые уверяют, что все зло от нее, хочется сказать, что все зло все же от человека, которого именно водка может показать настоящим, искренним, пусть и не с самой хорошей стороны. И прав Гришковец, когда пишет о том, что "водка как нечто большее открывает в человеке потаенные масштабы, высоты и глубины... Разные. Всесторонние... Сидит в человеке демон, выпил он водочки - и вылезает из него дьявол. Был в человеке зверь - и превращает водка зверя в чудовище. Но если есть в человеке душа... выпил он водочки - и явилось ему и всем ВЕЛИКОДУШИЕ".

Пожалуй, так талантливо, многогранно и красиво мог написать о водке только русский писатель. Тем же, кто хочет "углубиться" в тему алкоголя и души человека, мы рекомендуем почитать Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки", где связь горячительного напитка и человеческой сущности продемонстрирована настолько чисто и прозрачно, какой может быть только свеженалитая водочка в рюмке или стопке.

-2