Найти тему

США вырвались вперёд - космический запуск с самолёта

Оглавление

Пишу эту заметку со смешанным чувством после просмотра видео одной новой американской разработки.

Во-первых, американцы у всех под носом, незаметно, сделали ЕЩЁ ОДИН многоразовый космический проект. Причём, не картинки, а вполне готовую вещь. Без шума, пыли и пиара в духе Илона Маска...

Сразу оговорюсь - записей запуска пока нет. Но, машина уже готова "в железе"!

Во-вторых, не знаю: радоваться за это технологическое достижение землян в целом или снять розовые очки фаната космоса и начать всерьёз бояться куда всё это приведёт...

Многоразовость: выгода - не главное?

Вспомните, о чём шла речь в последнее время насчёт многоразовых запусков?

До хрипоты спорили о принципиальной денежной выгоде многоразовых ступеней космических ракет.

Прикидывали, как будет летать российское "Крыло-СВ": сравнивали её самолётную посадку с вертикальным приземлением Falcon и т.д.

Попутно порадовались многоразовому новозеландскому Electron-у, чья ступень научилась садится на парашютах.

А в это время, в Штатах, тихо и незаметно вылупился проект космического старта самолётного типа. И не только вылупился, но и реально полетел, судя по съёмкам с аэродрома...
Называется сие чудо -
Aevum Ravn X.

Aevum Ravn X - и это не компьютерная модель...
Aevum Ravn X - и это не компьютерная модель...

Это кадр из видео. Что мы здесь видим: самолёт, явно сделанный по последним технологиям, с подвешенной снизу ракетой. Причём, подвешенная ракета - двухступенчатая, судя по очередному скриншоту. И насколько я понял - жидкостная(?)

Попутно можете посмотреть некоторые характеристики Ravn X
Попутно можете посмотреть некоторые характеристики Ravn X

Ниже видим, что самолёт выводит ракету на высоту 18 км. Дальше понятно - ракета отделяется и уходит ввысь уже на своих двигателях, а первая ступень (самолёт) просто возвращается на аэродром.

Замысел напоминает нашу "Спираль" или МАКС. Ну, разве что в итоге летит не маленькая "Спираль", а именно ракета.

Затраты не маленькие и они явно были не на первом месте...

А в чём же новизна?

Здесь лучше вспомнить не МАКС, а проект по запуску ракет Pegasus XL с помощью самолёта L-1011 - он гораздо ближе и по времени и по исполнению. Было сделано десятка два пусков (на память).

Но, Тогда было решено, что невыгодно выводить малые спутники пассажирским реактивным самолётом... И проект закрыли 7 лет назад.

А сейчас, - достаточно посмотреть на футуристический дизайн, чтобы понять, что что-то резко изменилось - Ravn X сделан по последнему слову авиационной техники. Причём заточен именно под конкретную задачу.
Наверняка не обошлось без композитных материалов корпуса. Ну, а про начинку и кучу других характеристик мы наверное долго не узнаем...

Хотя об одном можно и так сказать - это беспилотный аппарат, дрон...

Так что, если именно "принципиальной" новизны и нет, то новизна в том, что к этой идее вернулись. Причём, вернулись явно на новом технологическом уровне. И, не слепили из того что было, как 10 лет назад, прикрепив ракету к неприспособленному для этого пассажирскому самолёту, а хорошо вложились в новый высотный аппарат, с полным пониманием конечной цели.
Сделать новый самолёт такого класса - это не пассажирский "кукурузник" построить... Значит - была веская причина (чуть ниже).

-4

В чём выгода самолётного запуска?

Денежную выгоду возвращения первой ступени оставим в стороне - ясно, что она сопоставима с обычным самолётным вылетом.

На мой взгляд, главный интерес в том, что при таком запуске космодром не нужен. Нет и всех космодромных проблем.

Затем. При старте с космодрома, все возможные орбиты проходят через точку над космодромом. Чтобы вывести спутник на орбиту с другим наклонением, нужна коррекция орбиты. А это означает расход топлива, запас которого уменьшает полезную нагрузку. Плюс трата времени. Коротко, но мысль понятна.

Другими словами, Ravn X может стартовать из любого места на поверхности Земли. Поэтому, он может выводить спутники на любые орбиты - ему нужна лишь обычная взлётная полоса. Ну и топливо...

Немного о размерах:

-5

Высота 5,5 метров, размах 18, длина 24,4...
Максимальная взлетная масса - 24,9 тонны.
Это действительно самый большой дрон в мире!

И что в этом опасного?

В начале ролика выступает женщина в военной форме на фоне соответствующих эмблем. Значит, проект сделан под крылом военно-воздушных сил США. Следовательно - нашлись задачи, для которых такие вложения оказались оправданы.

И на этот раз будут запускать вовсе не мирные телескопчики, как 10 лет назад... Ravn X позиционируется как носитель лёгкого класса. Поэтому, выводить он будет что-то небольшое и нужное в самых разных уголках мира. Что именно? Похоже, что это спутники связи. Тем более, что и сам "изобретатель" об этом говорит.

Впрочем, вся "пурга", которую несёт этот молодой парень азиатской внешности о своих детских переживаниях, которые подтолкнули его в итоге к созданию аппарата (стоимостью во многие миллионы, если не больше) - это курам на смех. Там такие технологии, что вот так просто встать с детского дивана и построить Ravn X - не выйдет...

Из него может и хотят сделать очередного Маска-самоучку, но на этот раз попытка выглядит убого - харизмы Маска у него нет, будь он семи пядей во лбу... Как говорил Станиславский: "Не верю."

Да, вот сам ролик. Он длинный, поэтому даю сразу точку съёмок на аэродроме. Обратите внимание: видео снято в марте, но выложено 3-го декабря 2020г. Но, конечно же лучше посмотреть с начала, если ангийский знаете...

Что в итоге имеем?

Во-первых, если есть чёткая цель, то коммерческая эффективность уже как-то не интересна.

Второе. Как ни крути, а у человечества появилось новое средство доставки на орбиту. Да, военное..., но с новыми возможностями по сравнению с ракетами!

Третье. Такое гибкое и эффективное средство вывода означает новый виток гонки вооружений. И в данном случае не особо важно, что пока это только спутники связи (видимо). Договор о мирном космосе пока действует, но аппетит приходит во время еды. И потом, - эффективная связь не менее убийственна, чем снаряды...

Что думаете об это разработке?

Дорогие друзья, каналу очень нужна ваша поддержка
Подпишитесь на мой канал :)
Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.

Близкие статьи по теме двигателей:
очень интересный американский
проект солнечного двигателя
и наш
ядерный буксир