Пишу эту заметку со смешанным чувством после просмотра видео одной новой американской разработки.
Во-первых, американцы у всех под носом, незаметно, сделали ЕЩЁ ОДИН многоразовый космический проект. Причём, не картинки, а вполне готовую вещь. Без шума, пыли и пиара в духе Илона Маска...
Сразу оговорюсь - записей запуска пока нет. Но, машина уже готова "в железе"!
Во-вторых, не знаю: радоваться за это технологическое достижение землян в целом или снять розовые очки фаната космоса и начать всерьёз бояться куда всё это приведёт...
Многоразовость: выгода - не главное?
Вспомните, о чём шла речь в последнее время насчёт многоразовых запусков?
До хрипоты спорили о принципиальной денежной выгоде многоразовых ступеней космических ракет.
Прикидывали, как будет летать российское "Крыло-СВ": сравнивали её самолётную посадку с вертикальным приземлением Falcon и т.д.
Попутно порадовались многоразовому новозеландскому Electron-у, чья ступень научилась садится на парашютах.
А в это время, в Штатах, тихо и незаметно вылупился проект космического старта самолётного типа. И не только вылупился, но и реально полетел, судя по съёмкам с аэродрома...
Называется сие чудо - Aevum Ravn X.
Это кадр из видео. Что мы здесь видим: самолёт, явно сделанный по последним технологиям, с подвешенной снизу ракетой. Причём, подвешенная ракета - двухступенчатая, судя по очередному скриншоту. И насколько я понял - жидкостная(?)
Ниже видим, что самолёт выводит ракету на высоту 18 км. Дальше понятно - ракета отделяется и уходит ввысь уже на своих двигателях, а первая ступень (самолёт) просто возвращается на аэродром.
Замысел напоминает нашу "Спираль" или МАКС. Ну, разве что в итоге летит не маленькая "Спираль", а именно ракета.
Затраты не маленькие и они явно были не на первом месте...
А в чём же новизна?
Здесь лучше вспомнить не МАКС, а проект по запуску ракет Pegasus XL с помощью самолёта L-1011 - он гораздо ближе и по времени и по исполнению. Было сделано десятка два пусков (на память).
Но, Тогда было решено, что невыгодно выводить малые спутники пассажирским реактивным самолётом... И проект закрыли 7 лет назад.
А сейчас, - достаточно посмотреть на футуристический дизайн, чтобы понять, что что-то резко изменилось - Ravn X сделан по последнему слову авиационной техники. Причём заточен именно под конкретную задачу.
Наверняка не обошлось без композитных материалов корпуса. Ну, а про начинку и кучу других характеристик мы наверное долго не узнаем...
Хотя об одном можно и так сказать - это беспилотный аппарат, дрон...
Так что, если именно "принципиальной" новизны и нет, то новизна в том, что к этой идее вернулись. Причём, вернулись явно на новом технологическом уровне. И, не слепили из того что было, как 10 лет назад, прикрепив ракету к неприспособленному для этого пассажирскому самолёту, а хорошо вложились в новый высотный аппарат, с полным пониманием конечной цели.
Сделать новый самолёт такого класса - это не пассажирский "кукурузник" построить... Значит - была веская причина (чуть ниже).
В чём выгода самолётного запуска?
Денежную выгоду возвращения первой ступени оставим в стороне - ясно, что она сопоставима с обычным самолётным вылетом.
На мой взгляд, главный интерес в том, что при таком запуске космодром не нужен. Нет и всех космодромных проблем.
Затем. При старте с космодрома, все возможные орбиты проходят через точку над космодромом. Чтобы вывести спутник на орбиту с другим наклонением, нужна коррекция орбиты. А это означает расход топлива, запас которого уменьшает полезную нагрузку. Плюс трата времени. Коротко, но мысль понятна.
Другими словами, Ravn X может стартовать из любого места на поверхности Земли. Поэтому, он может выводить спутники на любые орбиты - ему нужна лишь обычная взлётная полоса. Ну и топливо...
Немного о размерах:
Высота 5,5 метров, размах 18, длина 24,4...
Максимальная взлетная масса - 24,9 тонны.
Это действительно самый большой дрон в мире!
И что в этом опасного?
В начале ролика выступает женщина в военной форме на фоне соответствующих эмблем. Значит, проект сделан под крылом военно-воздушных сил США. Следовательно - нашлись задачи, для которых такие вложения оказались оправданы.
И на этот раз будут запускать вовсе не мирные телескопчики, как 10 лет назад... Ravn X позиционируется как носитель лёгкого класса. Поэтому, выводить он будет что-то небольшое и нужное в самых разных уголках мира. Что именно? Похоже, что это спутники связи. Тем более, что и сам "изобретатель" об этом говорит.
Впрочем, вся "пурга", которую несёт этот молодой парень азиатской внешности о своих детских переживаниях, которые подтолкнули его в итоге к созданию аппарата (стоимостью во многие миллионы, если не больше) - это курам на смех. Там такие технологии, что вот так просто встать с детского дивана и построить Ravn X - не выйдет...
Из него может и хотят сделать очередного Маска-самоучку, но на этот раз попытка выглядит убого - харизмы Маска у него нет, будь он семи пядей во лбу... Как говорил Станиславский: "Не верю."
Да, вот сам ролик. Он длинный, поэтому даю сразу точку съёмок на аэродроме. Обратите внимание: видео снято в марте, но выложено 3-го декабря 2020г. Но, конечно же лучше посмотреть с начала, если ангийский знаете...
Что в итоге имеем?
Во-первых, если есть чёткая цель, то коммерческая эффективность уже как-то не интересна.
Второе. Как ни крути, а у человечества появилось новое средство доставки на орбиту. Да, военное..., но с новыми возможностями по сравнению с ракетами!
Третье. Такое гибкое и эффективное средство вывода означает новый виток гонки вооружений. И в данном случае не особо важно, что пока это только спутники связи (видимо). Договор о мирном космосе пока действует, но аппетит приходит во время еды. И потом, - эффективная связь не менее убийственна, чем снаряды...
Что думаете об это разработке?
Дорогие друзья, каналу очень нужна ваша поддержка
Подпишитесь на мой канал :)
Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.
Близкие статьи по теме двигателей:
очень интересный американский проект солнечного двигателя
и наш ядерный буксир