Объем: 311 web-страниц
Биографичность романа «Луна и грош» упоминается даже в аннотации, чтобы неблизкому к миру живописи Читателю (типа меня) не ковыряться в картинах с таитянками, которые мы все где-то видели, в поисках прототипа Главного Героя. Но Гоген здесь не один, и я бы даже сказала, что великого художника Гогена здесь совсем не много – он лишь внешняя оболочка, некий структурированный контекст, а вот великий Писатель Моэм заполняет все пространство, его внутренние переживания и зажигают Луну истории.
Может ли человек, находящийся в средней точке своей жизни явить миру Гения? Сможет ли уже признанный Писатель написать что-то великое, перешагнув рубеж зрелости? Стрикленд для Моэма точно молитва, аффирмация на будущее, как заклинание, призванное убедить, прежде всего, самого себя, что главный успех еще впереди, в противном случае, дальнейшая творческая жизнь, а может, и просто жизнь не имеет смысла.
Роман написан в 1919 году, Моэму 45 лет. Глазами юного Писателя он смотрит на себя со стороны, описывая маклера Стрикленда, оставившего семью, карьеру, комфортную жизнь ради поиска дороги к вожделенной Луне, до которой, возможно, даже скорей всего, ему никогда не добраться. И если говорить о самом Авторе, то лучшие его произведения «Театр» (1937 г.), «Узорный покров» (1925 г.) служат прекрасной иллюстрацией того, что Луна не так уж и недосягаема, и если она зовёт, стоит отправляться в путь в любом возрасте.
Верность выбора определяется лишь зашоренностью того, кто трактует события
Автор вводит жесткое противопоставление между настоящим искусством, опережающим свое время, и подслеповатым обществом, неспособным его увидеть на текущем этапе собственного развития, ну или деградации. Жизнь Стрикленда есть поклонение Луне, одержимость истинным искусством, которое большинство способно лишь с восхищением созерцать с земли, художник же (как и Писатель) имеет возможность быть причастным к его созданию.
И этот около божественный образ избранного Творца возводится в Абсолют в последних главах, где Стрикленд в нищенской хижине, не имея ни гроша за душой, создает свой рукотворный райский сад, уподобляя себя Богу. Доктор сравнивает работу художника с росписями Сикстинской капеллы, практически приравнивая последнее пристанище Стрикленда к Храму, где живет Дух и Душа.
Но и на Луне, и на Земле божественное невозможно без низменного. И Бог, сотворивший живописный рай, в один момент обращается в Дьявола, этот рай безжалостно уничтожающий. Луна в рамках райского сада и прочих работ Стрикленда врастает в плод с дерева познания, застывший в картинах гения, который страшно откусить и который неимоверно влечет к себе, определяя загадку притягательности искусства для человека.
Где найти вдохновение, как не в себе самом?
Женские образы в романе – сплошная череда трагедий ограниченности: от моральной слепоты, спрятанной за деланной одухотворённостью, до полнейшей дикарки, воспринимающей мир сердцем, а не разумом. Нам описывают 3 «жен» художника, каждая следующая из которых все плотнее подходит к животному началу, а значит, все ближе к пониманию его работ, все дальше от «гроша», все ближе к «Луне».
«Я часто с недоумением замечал в женщинах страсть эффектно вести себя у смертного одра тех, кого они любят», - пишет Автор о приверженности скорей к социальности, чем к самоотречению.
Но все они, и начитанная миссис Стрикленд, готовая принять блудного мужа назад в угоду социальному положению в обществе, и таитянка Ата, которую «можно и нужно бить палкой, как собаку», лишь зрители на спектакле художника, бредущего к Луне, для которого их любовь, преданность, самопожертвование не имеют никакого значения. Ведь чтобы писать, нужны только краски и холст, все остальное лишь декорация, которая не имеет никакого значения.
«Да, Стрикленд был плохой человек, но и великий тоже»
Я полагаю, бессмысленно осуждать Стрикленда за разбитые судьбы его женщин, но на самом деле единственный связь, которая имела для него значение – был роман с Луной, с вдохновением и возможностью выплеснуть себя на холст. Эта книга о Творчестве (с большой буквы), затмевающее собой все прочие светила, на которые принято смотреть при свете дня. Такая интимная часть собственной души, сокрытая в потемках, которая должна отыскать внешнее воплощение: в красках, в словах, в нотах… И в сравнении с ней ничто физическое не имеет значения: ни плотская любовь, но признание в обществе, ни пища или деньги.
И лейтмотив всей истории состоит в том, что истинный Творец живет тем, что великое его творение все еще впереди, 20 ему, 40 или 90. Я рекомендую «Луну и Грош» и, конечно, более поздние произведения Моэма для увлекательного и не пустого досуга.
Приятного чтения!
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм