Как известно, театр зародился из мистерий – священных игр и церемоний, обращенных к богам. Боги исчезли, а правила игр, которые во многом устанавливают сами игроки, – остались. И массовый зритель, приходя на спектакль, прежде всего, ждет их исполнения и смакует совпадение (или несовпадение) ожидаемого с увиденным.
В экспериментальном театре, к каким относится и Интегрированный театр-студия «Круг II», ситуация сложнее. Здесь создатели спектакля вправе менять правила по своему усмотрению, а продвинутый зритель ловит кайф от процесса расшифровки этого ребуса. Что касается непродвинутых, им остается только пытаться сложить полученные впечатления в собственную картинку. Именно этим я сейчас и займусь.
Назвав свой новый спектакль «Возможность тождества», худрук «Круга II» Андрей Афонин сразу попытался настроить зрителя на философский лад. Впрочем, на обсуждении после премьеры режиссер признался, что изначально замысел был проще – создать условия для того, чтобы раскрыть личности двух занятых в постановке артистов – танцора, хореографа и режиссера Тараса Бурнашева и актера театра «Круг II» Станислава Большакова. При этом большее внимание предполагалось обратить на многогранность Станислава – человека с особенностями развития. Но, увидев статью «Тождество» в Википедии, он решил усложнить задачу. Определение тождества, разбитое на фрагменты, зазвучало в спектакле, озвученное подчеркнуто отстраненным голосом самого Афонина.
Так спектакль «про людей» превратился в спектакль «про человечество». Хотя одно не отменяло другое – бОльшую часть времени речь на сцене идет о самых обыденных вещах, от любви к молоку (которое тут же и распивают) до поездки на море. Однако, утвердив в сознании зрителей мысль о том, что даже очень разные люди при желании могут найти множество общих интересов (ура, всё по правилам!), Афонин неожиданно заявил новую тему – тему тождественности человека самому себе. Ее озвучил Тарас Бурнашев, перечисляя освоенные профессии и пытаясь ответить себе на вопрос, кто же он на самом деле. Однако в скрытом виде эта тема с ошеломляющей силой раскрывается Станиславом Большаковым – талантливым перформером и пластическим артистом, играющим на аккордеоне, и одновременно – человеком, с трудом строящим связный рассказ. (Надо пояснить, что тексты, произносимые артистами, основаны на реальных случаях из их жизни.)
У зрителя, не погруженного в реалии инклюзивного театра, этот персонаж может вызвать «взрыв мозга» своей способностью совмещать вещи, с обыденной точки зрения трудносовместимые. Зато с точки зрения инклюзии спектакль «Возможность тождества» кажется оптимальным. Подчеркнутое внимание Тараса к личности своего партнера подкрепляет усилия зрителей понять и принять Станислава таким, каков он есть – и, судя по отзывам тех, кто видел премьерный показ, этот прием сработал.
Однако именно на премьере произошел еще один, уже не зависящий от режиссера, сдвиг «правил игры», который еще больше усложнил замысел. Мало того, что в условиях пандемии в зале не было зрителей (они смотрели спектакль онлайн), так еще и Бурнашев, оказавшийся на карантине, участвовал в спектакле в формате телеконференции. По сути, Большаков больше часа отдувался на сцене за двоих, взаимодействуя с «говорящей головой» на огромном экране – и отлично справился с этой задачей. Так, между делом, в очередной раз был подвергнут сомнению тезис о пресловутых «ограниченных возможностях», якобы мешающих их обладателям успешно конкурировать с оставшейся частью общества. (Кстати, найдется ли хоть один человек, который отважится назвать ее «людьми с неограниченными возможностями?»)
И это – еще один повод утверждать, что сходства между самыми разными людьми, все же гораздо больше, чем различий.
Что касается самого спектакля, то он отнюдь не последний. По планам, очередной показ состоится 17 декабря в Центре имени Мейерхольда, причем в формате привычного оффлайн-спектакля. Так что переходите по ссылке и приобретайте билеты - их теперь в 4 раза меньше, чем обычно!
По словам Андрея Афонина, это будет «совсем другой спектакль» – не только с двумя артистами на сцене, но и с вовлечением в действо всего зала. Разумеется, если суровая реальность не заставит в очередной раз поменять правила игры, доказывая неосуществимость тождества в материальном мире. Впрочем, может, это и к лучшему, что каждый объект в нем хорош по-своему?
Фото Евгения Скорбина