Найти в Дзене
Между тем

Как 180 лет оставаться актуальным западным экспертом по России.

Из Свободного источника.
Из Свободного источника.

Очевидно , что это непросто. Удалось же стать таким почти двухвековым экспертом Астольфу -де- Кюстину, французу , побывавшему в России в течение трёх приблизительно месяцев , причём только в крупных городах. После возвращения на родину он написал книгу "Россия в 1839 году", которая была издана в 1841 году и сразу же в России запрещена самим императором. А на на западе она была многократно переиздана , да и в России сейчас можно встретить неоднократно переизданный русский перевод.

Вот такое , например , издание. Из свободного источника.
Вот такое , например , издание. Из свободного источника.

Секрет же в том , что очень наблюдательному французу удалось заметить и определить, как сейчас бы сказали , главные тренды русского общества и политики. Можно с ним не соглашаться , но факт в том , что эти наблюдения до сих пор определяют отношение " коллективного запада" к России.

Об императоре и власти.

«Российская империя – это лагерная дисциплина вместо государственного устройства, это осадное положение, возведенное в ранг нормального состояния общества».
О Николае Первом "На лице его прежде всего замечаешь выражение суровой озабоченности - выражение, надо признаться, мало приятное. Впрочем, судя по всему, это отсутствие добродушия в чертах императора Николая - изъян не врожденный, но благоприобретенный"
. «Порой на этом властном взгляде императора вспыхивают искры доброты, и лицо его, преображенное этой приветливостью, предстает перед окружающими в своей античной красе. Монарх, позволяющий себе отдохнуть и на мгновение забывающий о том, что его дело - угнетать подданных, выглядит счастливым».
«…. император ни на мгновение не может забыть, кто он и какое  внимание привлекает; он постоянно  позирует и, следственно, никогда не бывает естественен, даже когда высказывается  со всей откровенностью; лицо его знает три различных выражения, ни одно из которых не назовешь добрым…. Впрочем, одно обстоятельство все портит: дело в том, что каждое из этих выражений, внезапно покидая лицо императора, исчезает полностью, не оставляя никаких следов. На наших глазах без всякой подготовки происходит смена декораций; кажется, будто самодержец надевает маску, которую в любое мгновение может снять.»

О русском народе.

Иллюстрация из книги . Из свободного источника.
Иллюстрация из книги . Из свободного источника.
  • «Призвание русских — переводить европейскую цивилизацию для азиатов...Россия — общество подражателей, а всякий, кто умеет лишь копировать других, неизбежно впадает в карикатурность...Сердечность незнакома русским — ее они у немцев не позаимствовали.»
  • «В массе своей русские показались мне грандиозными даже в отвратительнейших пороках, поодиночке они держались со мной любезно; характер русского народа, по моему убеждению, достоин интереса и сочувствия...»
  • Автор часто упоминает о  том, что для русского народа главное  – повесить ярлык («самый большой», «самый величественный») не задумываясь о качестве и последствиях.
  • Маркиз также замечает , что разухабистые русские кутежи есть не что иное как противостояние деспотизму власти(спорное , но интересное предположение).
  • Русский народ безмерно ловок: ведь эта людская раса вопреки велениям природы оказалась вытолкнута к самому полюсу из-за человеческих революций и задержалась там из политических потребностей. Тот, кто сумел бы глубже проникнуть в промыслы Провидения, возможно, пришел бы к выводу, что война со стихиями есть суровое испытание, которому Господь пожелал подвергнуть эту нацию-избранницу, дабы однажды вознести ее над многими иными.

О любви к смотрам и парадам.

-4
  • «Перемещения кораблей, не вызванные никакой необходимостью, не преследующие ни военных, ни коммерческих целей, показались мне обычным парадом. Меж тем одному Господу, да еще русским, известно, велико ли удовольствие присутствовать на параде!»
  • «За школьными упражнениями я разглядел железную волю, употребленную впустую и угнетающую людей из-за невозможности покорить стихии.»

О бюрократии и чиновниках

  • «Полиция, столь проворная, когда нужно мучить людей, отнюдь не спешит, когда обращаются к ней за помощью».
  • «Обилие ничтожных, совершенно излишних мер … делает необходимым наличие бесконечного множества всякого рода чиновников».
  • «…армия чиновников, эта сущая язва России. Эти господа образуют нечто вроде дворянства…».
  • «Россией управляет класс чиновников… и управляет часто наперекор воле монарха... самодержец всероссийский часто замечает, что он вовсе не так всесилен, как говорят, и с удивлением, в котором он боится сам себе признаться, видит, что власть его имеет предел. Этот предел положен ему бюрократией…».
  • «Недобросовестность печально отражается на всем и в особенности на коммерческих делах».
  • «…нерасположение к суду кажется мне верным признаком несправедливости судей»

Предчувствие революции

Если кому-нибудь когда-нибудь удастся подвигнуть русский народ на настоящую революцию, то это будет смертоубийство упорядоченное, словно эволюции полка. Деревни на наших глазах превратятся в казармы, и организованное кровопролитие явится из хижин во всеоружии, выдвигаясь цепью в строгом порядке; одним словом, русские точно так же подготовятся к грабежам от Смоленска до Иркутска, как готовятся ныне к парадному маршу перед Зимним Дворцом в Петербурге. В результате подобного единообразия естественные наклонности народа приходят в такое согласие с его общественными обычаями, что последствия этого могут быть и хорошими, и дурными, но равно невероятными по силе. Будущее мира смутно; но одно не вызывает сомнений: человечество еще увидит весьма странные картины, которые разыграет перед другими эта Богом избранная нация.

Существует версия , что Маркиз был приглашён самим Николаем Первым, чтобы своим описанием впечатлений от России поправить имидж императора , подпорченный подавлением польского восстания. Но вышло так , что царю не понравилось. А книга стала да и до сих пор является бестселлером, обязательным к прочтению русофобами всех мастей. Карамзин, прочитавший книгу одним из первых, назвал автора собакой , но признал , что во многом наблюдения его точны. Даже сегодня почти все они применимы . Поэтому автору удаётся оставаться актуальным на протяжении стольких лет.

Спасибо , что дочитали. Ставьте "лайки", высказывайтесь , поспорим и обсудим.