История создания двигателя началась в послевоенные годы. В 1946 году советская делегация посещает выставку в Париже, где они знакомятся с английскими газотурбинными двигателя. В последствии Советский союза закупает 40 турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene, запчасти, специальный инструмент и оборудование для проведения испытаний.
Разработкой, если хотите можете называть копирование, двигателя велось в 0КБ-117 под руководством В.Я. Климова. Первые двигатели получили обозначение РД-45.
А процессе создания и эксплуатации двигателя была поставлена задача увеличить тягу двигателя на 30%. В конструкцию были внесены изменения: увеличена камера сгорания, изменены лопатки турбины, установлено выходное устройство трубного типа. Эскизный проект был готов в 1947 году. А 1949 году были завершены Государственные испытания и 14 мая вышло Постановление СМ СССР №1889-699 о запуске ВК-1 в серийное производство на моторостроительных заводах в Москве, Перми и Уфе.
ВК-1 представляет собой одновальный турбореактивный двигатель с одноступенчатым двухсторонним центробежным компрессором, 9 индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной.
Длина, мм: 2640
Диаметр максимальный, мм: 1273
Масса сухая, кг: 872
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч: 1,07
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 48,2
Степень повышения давления в компрессоре: 4,2
Температура газа перед турбиной, °C: 897
Взлётная тяга, кгс: 2700
Ресурс, час.: 200
Первоначально ресурс ВК-1 составлял 100 часов. Устанавливался на самолеты Ла-176, Ла-200, МиГ-15бис, Як-50
ВК-1А — доработанная версия. Ресурс увеличен до 150 часов, Устанавливался на самолётах Ил-28, МиГ-17, Ту-14.
третья модификация ВК-1Ф — с форсажной камерой. Тяга на форсаже составила 3380 кгс (форсаж длился до 3 минут). Устанавливался на самолёте МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ.
Двигатель ВК-1 серийно выпускался до 1958 года. Всего было изготовлено около 20 тыс. двигателей. Так же производился в Польше - Lis-5 и Китае - WP-5, WP-5A.
За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В.Я.Климову, С.П.Изотову и Н.Г.Костюку была присуждена Сталинская премия 1 степени.
Отработавшие лётный ресурс двигатели применяются на тепловых машинах АИСТ-5ВМ, АИСТ-5ТМ, ТМ-59, ТМГ-3, ТМС-65, пожарной машине АГВТ-100(157)
Публикации на тему авиационных двигателей:
- Поршневые авиационные двигатели М-17 и М-100
- ВК-105ПФ - наиболее массовый мотор Великой отечественной войны
- НК-6 первый в СССР двухконтурный двигатель с форсажной камерой
- Музей УМПО