Найти тему

Цена подсказки. На олимпиаде для школьников взрослые пытаются диктовать решения из шкафа

Оглавление

Осенью знаменитого 2020 года в России проходит серия финалов командной инженерной Олимпиады Кружкового движения Национальной технологический инициативы. Соревнования в треке Junior для учеников 4−7 классов организованы в онлайн-формате. Детям никуда не нужно ехать, каждый соревнуется, находясь дома.

Организаторы понимали, что родители могут попытаться влиять на результаты олимпиады. Любое вмешательство взрослых было запрещено всеми регламентами и правилами, однако правила оказались слабее материнских (и даже отцовских!) сердец.

Родителей, которые пытались полностью взять ход решения в свои руки и головы, было заметное количество. Модераторам удавалось легко вычислить их по довольно понятным принципам. Например, команда работает без микрофонов и камер, ссылаясь на технические неполадки, в ходе соревнований выступает аутсайдером, не реагирует на обращения модераторов, не присылает решений, но по некоторым признакам кажется, что ребята не одни. Под конец соревнований команда внезапно сдает идеально выполненное задание, но на защите всплывают нестыковки, финалисты выступают сомнительно.

Больше всего запомнился папа, спрятавшийся в шкафу. Именно оттуда он пытался диктовать решения, и, надо признать, справился с задачами отлично. Однако команду пришлось дисквалифицировать.

Огорчение вызывает тот факт, что трек Junior, в отличие от трека для 8-11 классов, не решает судьбу детей. Победа не влияет на поступление в вузы, не дает формальных преференций. Главная задача — дать детям возможность самостоятельно принимать решения, самим поработать с современными технологиями, чтобы уже в старших классах иметь более отчетливое представление о собственных интересах, желаниях, профессиональных перспективах. То есть взрослые, решившие вмешаться в соревнования для ребят из средней школы, вряд ли ставили перед собой «высшую» цель и пытались всеми правдами и неправдами спасти будущее ребенка.

Дисквалификация на олимпиаде для школьников — это неприятно, но переживаемо. А вот регулярное вмешательство в жизнь ребенка, принятие за него решений и даже помощь, о которой он не просил, могут иметь куда более страшные последствия в подростковой и взрослой жизни. Чем это чревато, рассказала клинический психолог Мария Дубинина, которая работает и с подростками, и с последствиями подростковых травм во взрослом возрасте.

Мария Дубинина
Мария Дубинина

Почему мы живем за детей

Родителями сейчас стало поколение, которое росло в очень жестком мире. Достижения там давали билет в жизнь, право на жизнь. С одной стороны, эти люди твердо знают, что для того, чтобы прийти к успеху, надо бесконечно много работать. Эта модель привычна для них, и они растят в ней своих детей.

С другой стороны, проявляются нарциссические черты. Я многого добился. Я хорош! Но если мой ребенок не хорош, значит, не хорош и я. Родителю, который не желает своим детям глобальной дисквалификации, важно отказаться от этой логики.

Во что обойдется родительская подсказка

10−13 лет — это младший подростковый возраст. Ребенок начинает сепарироваться от родителей. Подсказки, непрошенная помощь, чрезмерный контроль — все это очень мешает и тормозит нормальные психодинамические процессы, которые происходят в этот период.

Дальше события могут развиться по двум сценариям. Вариант первый: расцвет пубертата пройдет гораздо сложнее, чем мог бы, и родителям будет очень трудно. Вариант второй: ребенок вырастет крайне неуверенным и несамостоятельным. А родители, вполне вероятно, будут обвинять его в этой несамостоятельности. Но ведь даже привычка убрать посуду со стола после обеда не появится, если вместо тебя ее постоянно убирает кто-то другой! Что уж говорить о других навыках: самостоятельно учиться, контролировать время, выбирать друзей и так далее.

Когда родителям пора сказать себе «СТОП»

На мой взгляд, в детской жизни вообще не существует периода, когда ребенок нуждается в том, чтобы за него что-то делали мама и папа. Младенчество, конечно, не берем в расчет. Делать вместе — да. Делать вместо — нет.

В современном мире очень важно научиться просить о помощи и получать ее именно в том объеме, который нужен, не больше и не меньше. Если вы в детском саду делаете все поделки, ребенок не научится ни просить помощи, ни клеить мимозу из бумаги.

Когда школа, сад, любые соревнования превращаются в ярмарку родительских талантов, дети напрочь лишаются опыта конкуренции. Но другие дети в это же время его получают! Легко ли будет вашему ребенку, когда дело будет идти не о мимозе, а о компетенциях, которых у вас нет, а ребенок уже полностью привык к тому, что вы для него и правая, и левая рука?

-3

Привычка выдавать чужие заслуги за свои

Есть еще один очень опасный момент — привычка выдавать чужие заслуги за свои. Совершенно точно она будет раздражать тех, кто не любит вашего ребенка так, как вы. И сам ребенок, уже будучи взрослым, не сможет по-настоящему ощутить вкус победы. Он будет либо спокойно хвалиться чужими результатами, либо страдать от ощущения собственного бессилия. Очень часто такое бессилие, неверие в возможность победы сопровождается тем, что человек в принципе отказывается от любой конкуренции.

Ему потребуется очень много сил и времени, чтобы найти источник своей проблемы и вернуть или даже впервые почувствовать вкус личных достижений. Иногда эти достижения даже реально есть, но человек все равно не считает их своими!

Мария, нам бы не хотелось, чтобы «папу из шкафа» и других взрослых подсказчиков затравили. Мы подготовили этот материал и для тех, чьи действия уже навредили, и для всех, кто тоже готов на невероятные поступки, чтобы обеспечить ребенку победу. Когда обман вскрывается и наступают последствия, всем нелегко. Что бы вы сказали пострадавшим детям на месте таких взрослых?

Я бы сказала, что взрослые тоже ошибаются. Сказала бы, что мои намерения были хорошими, но неправильными и пообещала больше так не поступать.

Автор: Екатерина Баяндина