Всему миру известна история Уильяма Сайдиса, одного из самых известных гениев ХХ века. В полуторагодовалом возрасте он превосходно читал, в четыре года написал первую книгу, а к восьми годам знал восемь иностранных языков. В десять лет Сайдис уже был студентом Гарварда... А будучи взрослым работал обычным бухгалтером и никогда не был женат.
Можно, конечно, сказать: «То гений!». Многие вундеркинды плохо заканчивали. Но! Я заметила определённую зависимость ранних способностей ребёнка и весьма посредственных достижений во взрослом возрасте.
Расскажу свою историю. Мой сын к четырём годам бегло читал, знал наизусть длинные и сложные стихи, различал марки автомобилей и много ещё чего знал и умел. Таблицу умножения мы начали учить ещё до школы, а также пели, рисовали, достигали спортивных успехов.
Сейчас, мне кажется, подобными умениями никого уже не удивишь, а двадцать лет назад далеко не каждый ребёнок мог похвастаться таким арсеналом. Во всяком случае, сына начали хвалить ещё в яслях, брали на все показательные занятия, ну и начальную школу мы тоже закончили на «отлично».
Понимаю, что незаурядные способности не с потолка свалились. Я ещё с беременности начала заниматься с будущим малышом. Читала книжки, слушала классику. А уж когда ребёнок овладел умением сосредоточивать взгляд на предмете, от моих «развивашек» было не отбиться.
Об этом можно много рассказывать, но я хочу остановиться на том, что примерно к середине школьного обучения сына я почувствовала, что не всё у нас так гладко, как хотелось бы.
Болтология всегда на «ура» шла, а вот даже простые письменные задания выстраивались в дружные ряды «единиц» в классном журнале. Я видела, что сын прекрасно запоминает материал на уроке, отлично мыслит, много знает... Но ничего не делает самостоятельно. Всё из-под палки, с руганью, криком, угрозами.
Размышления на этот предмет привели меня к мысли, что проблема в том, что ребёнку всегда и всё давалось очень легко. От него почти ничего не требовалось. Послушал — запомнил — рассказал. Все задания в младших классах он выполнял быстро, опять же, не прилагая особых усилий.
А когда материал стал сложнее, и много чего пришлось изучать и делать самостоятельно — это для него было чем-то странным. Навык не сформировался. Ведь большинство детей, чтобы получить желаемый результат уже в детстве напрягались, трудились, корпели. А моему сыну этого не требовалось. И он не научился.
«Выехали», конечно, на былых заслугах, хорошей памяти и природном обаянии. Аттестат получили. Но умение прилагать усилия, организовываться, стараться не пришло. Трудности проще обойти, чем преодолеть.
И сейчас, глядя на раздувающихся от гордости за своих суперспособных чад, мамочек, я думаю: лучше научите методично срисовывать птичку из журнала, прорабатывая каждое пёрышко, чем мучать детей освоением деталей Галактики в пятилетнем возрасте.
Буду рада услышать ваше мнение на сей счёт. Ещё больше буду рада советам, как скорректировать эту ситуацию уже во взрослом возрасте. Подписывайтесь на мой канал! Ставьте пальчик вверх! Всем добра!