Найти тему
Кирилл Русанов

Денежная реформа в России в период царствования Екатерины II

Аннотация: В статье описаны особенности финансовой политики Российской империи в период правления Императрицы Екатерины II. Рассмотрены способы управления финансами, статьи государственного бюджета, изменения, которые произошли в налоговой сфере.

Ключевые слова: Екатерина II, финансы, политика, бюджет, налоги.

По историческим сведениям, с экономической позиции период правления Екатерины IIхарактеризуется масштабными преобразованиями в области политики, социальной сфере. Одной из важных сфер является экономика. Критическое состояние российской финансовой сферы вызвало необходимость выработать новую стратегию финансового развития страны, благодаря которой получилось бы восстановить экономику России.

В эпоху правления Екатерины II произошли два важных события, которые играли большую политическую и экономическую значимость для России.

В первую очередь в нашей стране были впервые введены государственные бумажные деньги. Их пытался ввести Петр III, однако попытка провалилась из-за очередного дворцового переворота. Екатерина II издала специальный манифест [1].

Первоначально основное внимание власти уделили главной монете внутреннего рынка- медным деньгам. У императрицы было два пути: продолжать чеканить медную монету или выработать новую стратегию развития. Один из сенаторов и член Комиссии о коммерции подал императрице свои предложения, озаглавленные «Мнение о государственных доходах». Там было сказано об отрицательных последствиях денежного обращения и было предложено улучшить монетное дело в Российской Империи.

Первые попытки для облегчения денежного обращения были сделаны во времена правления Анны Иоанновны. Предлагалось ввести в обращение бумажные деньги и в последствии они должны были заменить медные монеты. Тайный советник Петра III Д.В. Волков предложил создать государственный банк, который выпускал бы банкноты с достоинством 10-, 50-, 100-, 500- и 1000- рублей на сумму 5 миллионов рублей. Гарантией обмена бумажных денег на медные монеты должен был служить специально учрежденный фонд из равного количества медных и серебряных монет. В 1768 году Новгородский губернатор подал Императрице записку, в которой говорилось о пользе и необходимости введения бумажных денег на территории Российской империи. В записке был изложен подробный план, как реализовать данную цель. Губернатор Новгорода полагал, что скорейшее внедрение данного новшества и появление доверия к нему позволит прием их во всей империи по всем видам государственных платежей. Для того, чтобы отмести сомнения населения, денежный курс должен быть обеспечен медной валютой. В созданном для этой цели банке следует обеспечить бесперебойный обмен денег. Спустя некоторое время, предрекал губернатор Новгорода, бумажные деньги станут главным инструментом денежного обращения Российской империи [2].

Следует выделить тот факт, что Екатерина II уделяла много времени выработке денежной политики и материальной базе денежного обращения. Государыня интересовалась тем, как работают монетные дворы, она вводила санкции на передел медной монеты, при ней увеличился объем выпуска серебряных и золотых денег. В период ее правления впервые в Российской империи были введены в обращение ассигнации.

Во-вторых, одновременно с денежной реформой в Российской империи сформировалась банковская система. Ассигнационные банки выпускали разменные на медную монету кредитные знаки (ассигнации), а также могли осуществлять кредитные операции. В значительных чертах данная банковская система функционировала вплоть до реформ Александра II. Первые банки российской империи, которые были открыты в 1784 г. для выдачи ссуд дворянству и купечеству, имели цель упростить платежи и вместе с этим собрать в казне серебро, которое было стране необходимо.

Россия, по существу, осваивала опыт становления денежного хозяйства, которое всегда неизбежно зарождается вместе с развитием разделения труда и обмена. Государство может только придавать стихийному процессу развития товарно-денежного обращения цивилизованные институциональные формы. На Западе переход к денежному хозяйству начался значительно раньше, чем в России. Первые банки в Европе появились в 16-17 веках.

Механизм выпуска государственных бумажных денег был следующий: Ассигнации подготавливались в Сенате, затем подписывались двумя сенаторами, потом главным директором, после этого денежные средства поступали в банки, где подписывались директором банка и выпускались в обращение. На каждый банк выделялось около 500 тысяч рублей, а всего 1 млн. рублей, и на такую сумму были изготовлены ассигнации 4-х видов: 25, 75, 50 и 100 рублей. Власти понимали опасность для общества, ведь ассигнации со временем могли обесцениться. Следует отметить, что данное положение касалось не только нынешней власти, но и будущих ее преемников. Все это усиливало доверие разных слоев населения к власти в целом. Доверие к власти существует только тогда, когда она (власть) учитывает интересы различных сословий населения, а не только свои собственные интересы для сохранения «своего места у солнца». Тогда доверие у населения создается не только к конкретным лицам, а к институту власти в целом [3].

Согласно «Манифесту» в обращение были выпущены: из камер-коллегии — 200 тысяч рублей, из провиантской — 150 тысяч рублей и из других мест, которые также занимались платежами, но не более ¼ следуемой к выдаче суммы, если кто из получателей сам не просил больше. Обмен бумажных денег осуществлялся в тех местах, куда поступали казенные сборы. Если ассигнаций не хватало, то все государственные учреждения должны были обращаться в банк, который уже выделял дополнительную ссуду. Частные лица могли разменять государственные бумажные деньги на любые золотые и серебряные монеты.

Результат данной денежной реформы 1769 года по выпуску ассигнаций превзошел все ожидания. Товарно-денежные отношения развивались более быстрыми темпами, тем самым это позволило удовлетворить растущие потребности людей, которые не могли быть удовлетворены иностранными товарами. Благодаря реформе стимулировалось развитие новых ремесел, строились новые мануфактуры. Произошло разрушение натурального хозяйства. В обмен товарами вовлекалось все больше и больше людей. Это увеличивало поступление финансовых средств в казну и через налоги, и от государственных мануфактур. Спрос на бумажные деньги все время возрастал, тем самым они разошлись по всей России. Следовательно, возникла необходимость облегчить технологию их выпуска. Самое большое препятствие состояло в том, что денежные средства в крупных суммах нужны были только в столицах, а в небольших городах стало не хватать мелкой монеты для ежедневных покупок. Поэтому руководство страны приняло решение создать разменные конторы. В период с 1772 года по 1788 год были открыты 23 разменные конторы, в каждой из которых хранилась сумма от 100 тысяч до 300 тысяч рублей медной монетой. Для того, чтобы увеличить число ассигнаций в 1774 году был издан указ сенату в котором говорилось, что выпуск денежных средств должен быть прекращен, если их общая сумма достигнет 20 миллионов рублей [4].

Разменная способность ассигнаций обеспечивала не только стабильность, но и их популярность. Однако целью правительства императрицы Екатерины II было не стимулирование развития товарно-денежного обращения, а увеличение объемов казны, в сравнении со странами Западной Европы, где ранее уже проходили подобные реформы, но их главной целью была именно стимуляция товарно-денежных отношений, которых требовали торгово-промышленные сословия.

В 1786 году было выпущено до 50 миллионов рублей, и в этом году оба обменных банка объединились в один под именем «Ассигнационного». Были выпущены деньги нового образца, а старые были изъяты из обращения. Новые купюры было тяжело подделать. Для того, чтобы расширить объем денежного обращения появились новые ассигнации 10-рублевого и 5-рублевого достоинства. Данные ассигнации выпустились в количестве 10% от всего числа ассигнаций, но это как раз и говорит о том, что правительство не ставило своей главной целью стимулирование товарно-денежного обращения. Из-за того, что происходило развитие рынка, помещичье дворянство в большей степени боялось потерять свое крепостное хозяйство, хотя хотело удовлетворить свои новые потребности через денежный эквивалент. Для уничтожения денег старого образца была образована специальная комиссия, которая проверяла выпуск новых ассигнаций. Создавались условия для дальнейших преобразований в технологической и социальной сферах в XIX веке. Новый уровень технологического прогресса требовал смены натуральной формы хозяйства на товарно-денежные отношения. Переход на новый технологический уровень характеризуется появлением новых потребностей людей, которые связаны с потребительским характером. Такие потребности невозможно удовлетворить в рамках натурального помещичьего хозяйства. На покупку иностранных товаров нужны были деньги. С проведением денежной реформы, в руки дворянства стали попадать большие деньги. Помещики постепенно переводят крестьян на денежный оброк, о котором писал еще А.С. Пушкин. Вместо натурального продукта помещик стал иметь «настоящие» деньги. Благодаря реформе постепенно начало развиваться купечество, которое и поставляло дворянству новые товары. Привозились не только иностранные товары, но росло ремесленное производство, расширялись государственные и частные мануфактуры. Продолжался сильный рост городов, чему способствовали и административные реформы императрицы [5].

Вследствие этого стали расти изменения в образе жизни многих людей, к сожалению, только в высшем сословии. У дворян стало увеличиваться желание получить образование, активно изучались иностранные языки. Все больше дворян уезжает учиться за границу, которые затем привозят в Россию новые идеи и мысли.

В тактическом плане благодаря денежной реформе правительство получило несколько миллионов в казну, что позволило продолжить начатую войну с Турцией и проводить административную реформу, которая требовала содержать огромное число чиновников, которые стали новой опорой русского самодержавия.

К концу правления Екатерины II в структуре государственного бюджета подушная подать составляла почти 34%, питейный доход – 29%, соляная пошлина – 7%, таможенные пошлины – около 9%. Косвенные налоги составляли 44% от общей суммы налогов. Доходы государства от прямых налогов увеличились почти в 5 раз: с 5 миллионов рублей в 1758 году до 26 миллионов рублей в 1795 году. Доходы от косвенных сборов повысились с 3,3 млн руб. в 1749г. до 35,1 млн руб. в 1795г. – то есть почти в 11 раз, но с учетом того, что курс ассигнаций упал почти в 8 раз. Таким образом, финансы стали основой финансовой и хозяйственной жизни Российской империи. Основную часть финансов составлял государственный бюджет, который собирал в себе важнейшие показатели всех жизненно важных сфер.

Финансовая политика Екатерины II способствовала развитию торговли и предпринимательства. Таможенный тариф активизировал внешнюю торговлю. Налоговые оклады со временем индивидуализировались. Попытка введения налогов для дворянства оказалась неуспешной. Осуществление намеченной стратегии по выходу к Черному морю, присоединению новых территорий на западе, обустройству и охране южных и восточных рубежей, содержанию армии и флота, бюрократического аппарата, развитие промышленности и сельского хозяйства требовали огромных денежных средств, которые не всегда имелись в государстве. Доходная часть бюджета формировалась в основном налоговыми мерами, малая часть средств поступала от развития промышленности, торговли и сельского хозяйства, но удельный вес их в бюджете почти не менялся на протяжении столетия и оставался невысоким. Увеличение доли косвенных налогов все также сочеталось с высоким уровнем прямых налогов, тяжесть которых целиком легла на податные сословия, тем самым придавая финансовой политике сословный характер. Однако, большую часть косвенных налогов также уплачивал народ. На непроизводительные затраты тратилась большая часть бюджета, сокращая расходы на экономику, просвещение, науку и культуру. Расходы, которые несла страна в военные годы, превышали доходы. Бюджет был дефицитный. В этом плане Россия не отличалась от других европейских государств 18 века.